На распространение шума в пределах жилого квартала влияют территориальные разрывы между источником шума и объектом, экранирующие препятствия, поглощающие и отражающие звук поверхности территорий и зданий, звукоизолирующие свойства ограждающих конструкций зданий и сооружений. Эти факторы необходимо учитывать в проектных решениях по планировке и застройке селитебных зон, и с учетом этого прогнозировать ожидаемый уровень звука по расчетной величине дискомфорта.
Отрицательная величина V характеризует степень акустического дискомфорта или величину необходимого снижения шума, которую следует
обеспечить в проектных решениях за счет уменьшения шума в источнике и проектирования первой линии городской застройки с повышенными шумозащитными свойствами.
V=Lдоп – Lрасч, (4.1)
где Lдоп - допустимая норма звука;
Lрасч - ожидаемый уровень звука.
На стадии проектирования целесообразно составлять карты шума, которые решают 3 основные задачи: позволяют определить ожидаемый уровень звука в любой точке территорий, границу зон акустического комфорта и дискомфорта, число людей и размеры территорий, поражаемых шумом.
Планировочная структура жилой застройки должна предусматривать четкое функциональное районирование территории. Необходимо отделение селитебных зон от промышленных и других территорий, включая железнодорожные станции. При этом в зоне, непосредственно примыкающей к железной дороге, следует располагать здания и сооружения с ненормируемым шумовым режимом (гаражи автостоянки, дворы, склады, местные проезды, пешеходные трассы, защитные полосы озеленения). Во второй зоне на большем удалении от источника могут располагаться здания, сооружения и территории, допускающие по санитарным нормам высокие и средние уровни шума (магазины, учреждения бытового обслуживания, спортивные и игровые площадки, жилые здания и детские учреждения). В зоне, наиболее удаленной от железной дороги, следует располагать здания и сооружения, требующие исключительного акустического комфорта (места тихого отдыха в микрорайонах, территории в курортных районах, больницы, поликлиники и др.). В соответствии с изложенным принципом зонирования объектов жилых районов и микрорайонов целесообразно предусматривать и соответствующее размещение но отношению к источнику шума жилых зданий и низкой, и высокой этажностью, плотность застройки и ориентацию помещений в зданиях.
Уровни шума, создаваемого подвижным составом ВСМ, могут быть уменьшены двумя основными способами: созданием зеленых насаждений вдоль ВСМ, там где эти насаждения отсутствуют; строительством шумозащитных сооружений.[17]
Зеленые насаждения (деревья и кустарники) рассеивают и поглощают энергию распространяющихся сквозь них звуковых волн. В результате этих эффектов уровни шума, распространяющегося через полосу зеленых насаждений, оказываются уменьшенными по сравнению со случаем безлесной поверхности.
Для получения существенного эффекта полоса зеленых насаждений вдоль источника шума не должна иметь просветов, т. е. кроны деревьев должны быть сомкнутыми, а пространство под кронами заполнено плотными кустами. Наилучшие результаты дают хвойные породы деревьев.
С помощью полосы зеленых насаждений шириной порядка 60 м обеспечивается дополнительное снижение шума подвижного состава ВСМ на величину порядка 12 дБА. При прохождении поезда через лесную зону (например, в заповеднике) имеет место дополнительное затухание уровня шума, по крайней мере, на 12 дБ.
Экраны, размещаемые, между источниками шума и объектами зашиты
от него, являются эффективным строительно-акустическим средством снижения шума поездов. Экранами могут быть специальные звукозащитные барьеры (ЗИБ), грунтовые валы, откосы выемок в грунте или их комбинации, а также специальные шумозащитные сооружения-галереи и туннели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.