4.5. Линейный тракт систем передачи
Дальность действия связи. До сих пор рассматривалась возможность создания систем передачи, позволяющих Организацию в линейных трактах требуемого числа каналов. При этом совершенно не затрагивались вопросы дальности действия связи. В то же время все реальные тракты обладают затуханием и, следовательно, для увеличения дальности действия связи сигнал необходимо усилить. Возникает вопрос о том, где выгоднее всего располагать усилительные устройства - только на передающей или приемной станциях или равномерно распределять их по всей длине магистрали.
Для выяснения этого вопроса рассмотрим организацию связи по медной 4мм цепи между Москвой и С.-Петербургом ( 660 км) по верхнему каналу системы передачи В-12-3. Километрическое затухание цепи на частоте 150 кГц при метеорологических условиях лето - сыро составляет 0,23 дБ/км. Отсюда общее затухание всей линии связи будет равно примерно 151 дБ. Считая уровень передачи равным нулевому и принимая уровень приема, необходимый для нормальной слышимости разговора, равным- 7дБ, нетрудно определить общее усиление, которое необходимо ввести в тракт для компенсации появляющегося затухания. Оно должно быть 144 дБ.
Определим, какую же мощность Рвых необходимо подавать в линию, если усилитель будет установлен только на передающей станции:
Отсюда
Ясно, что установка усилителей только на передающей станции явно нерациональна. Также невозможным является установка одного усилителя с усилением в 144 дБ только на приемном конце линии. В этом случае сигнал придет на приемный конец тракта с уровнем значительно более низким, чем уровень помех, связь будет невозможна.
Докажем, что наиболее рационально использовать усилители, равномерно располагаемые вдоль всего тракта передач и обладающие сравнительно небольшим усилением.
На рис. 4.30 показан отрезок цепи с включенными усилителями. На вход отрезка цепи подается сигнал с некоторым уровнем рпр. Он усиливается первым усилителем до значения рпер, далее на протяжении первого участка уровень падает до значения рпр и т. д. Если все участки магистрали одинаковы, то все уровни рпер и рпр будут также равны между собой. Ломаная линия, изображающая изменение уровня сигнала вдоль длины магистрали, называется диаграммой уровня. Всякий реальный тракт передачи содержит помехи, уровень которых рш должен быть ниже уровня полезных сигналов.
Напряжения помех, имеющиеся на входе каждого из усилителей, будут усиливаться последним наравне с напряжением полезных сигналов. Так как усиление усилителей должно компенсировать затухание тракта, то напряжение помех, возникающее на всех участках магистрали, будет доставлено на ее конец (на выход магистрали). Следовательно, уровень помех в конце магистрали будет выше, чем на каждом из ее участков.
Определим, как будет изменяться общее значение шумов на выходе магистрали, если равномерность расположения усилителей будет нарушена (например, один из усилителей будет смещен в ту или иную сторону по длине магистрали).
Обозначим uс- напряжение сигнала, соответствующее уровню рпр; uш- значение напряжения, соответствующее уровню рш; S, и аi - усиление i-го усилителя и затухание следующего за ним участка магистрали; ршo - общий уровень шума на выходе данного участка магистрали; uшо - значения напряжения, соответствующее уровню ршo.
Тогда можно написать:
Определим, какое напряжение uш1 будет появляться на выходе рассматриваемого отрезка магистрали под воздействием напряжения uш, имеющего место на входе первого усилителя. Обозначим ; ; .
Тогда можно записать
Аналогично получим
Учитывая, что электрические колебания помех поступают на конец отрезка магистрали в различных не зависящих друг от друга фазах, при определении общего суммарного напряжения помех их необходимо складывать по мощности. Тогда получим
Определим результирующую разность уровней сигнала и помехи на выходе отрезка магистрали
Полученное выражение позволяет сделать некоторые выводы.
1. Если усилители расположены равномерно и , то . Если же есть нарушение равномерности, то
но ch 0,23 при всегда больше единицы и, следовательно, (2 + 2 ch 0,23) > 4. Чем больше , тем это неравенство сильнее. Это свидетельствует о том, что любое нарушение равномерности расположения усилителей вызывает снижение разности уровней полезного сигнала и помехи в конце данного отрезка магистрали.
2. Если магистраль состоит из N одинаковых по длине усилительных участков, то, принимая = 0, получим:
Но на основании выражения (4.1) имеем . Учитывая, что рпр = pпep — ai, где ai -затухание одного усилительного участка магистрали, а также, что общее затухание всей магистрали aобщ = Nai,
Из этого выражения можно определить
где А-величина, которая определяется параметрами используемой аппаратуры, уровнем шумов в линии, а также требуемой величиной.
Полученное выражение показывает, что при изменении числа участков магистрали общее перекрываемое связью затухание имеет максимум. Для определения его найдем производную
Оптимальное значение Nопт получим, приравняв производную нулю. Тогда
Отсюда Nопт = 100,1Д(А-4,343).
Учитывая выражения (4.2) и (4.3), получим ао6ш/N = аi опт = 4,343 дБ.
Следовательно, максимальная дальность действия связи будет при затухании участка 4,343 дБ. Тогда:
Представляет интерес определить эту величину для рассмотренного примера организации связи по медной цепи диаметром 4 мм. Для сис темы передачи, рассмотренной в указанном выше примере, величина А примерно равна 52 дБ. Отсюда
С экономической точки зрения рассмотренный случай нерационален не только потому, что нет необходимости реализовать столь большую дальность связи, но и вследствие нецелесообразности установки такого большого количества усилителей (при затухании участка, равном 4,343 дБ). Поэтому в практических случаях промежуточные усилители ставят значительно реже.
Структура линейного тракта. Линейный тракт должен содержать линейные усилители на передающей и приемной станциях и равномерно расположенные усилители на промежуточных пунктах. На современных кабельных магистралях применяются многоканальные системы передачи, использующие широкий спектр частот. На высоких частотах затухание пар кабелей сильно возрастает. Поэтому между оконечными станциями приходится размещать большое число промежуточных усилительных пунктов.
Естественно, что из экономических соображений большинство промежуточных усилительных пунктов делают необслуживаемыми (НУП), питание на которые подается по жилам той же кабельной линии от соседних обслуживаемых пунктов (ОУП). Таким образом, линейный тракт кабельной магистрали может быть представлен, как на рис. 4.31
Количество НУП между соседними ОУП на современных магистралях может достигать нескольких десятков. На электрифицированных участках железнодорожного транспорта при использовании системы передачи К-60 число НУП между соседними ОУП устанавливается не больше шести; это обусловлено тем, что на этих участках дистанционное питание НУП осуществляется по системе провод-провод, а не провод-земля при ограниченном допустимом напряжении дистанционного питания (450 В).
Если каждый промежуточный усилитель будет компенсировать затухание предыдущего усилительного участка, то помехи и переходные влияния, существующие на каждом усилительном участке, будут доставляться на выход магистрали. Естественно, чем длиннее магистраль, тем больше будут накапливаться эти помехи и искажения. Следовательно, необходимо установить максимальную дальность связи и для нее определить допустимые величины помех и искажений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.