Все промежуточные усилительные пункты линейного трак-та должны компенсировать затухание предшествующих участков и, следовательно, иметь частотно-зависимые усилительные устройства, АЧХ которых должна соответствовать АЧХ этих участков. Это достигается с помощью соответствующих корректоров. Если например, АЧХ усилительного участка имеет вид (линия 1 рис. 4.36), то, включая каскадно с ним корректор, имеющий характеристику затухания, изображенную линией 2, получим общее затухание такого соединения независимым от частоты (линия 3). Включенный каскадно усилитель, имеющий постоянное усиление, будет компенсировать затухание и линии, и корректора, обеспечив на выходе постоянный уровень передачи.
Заметим, что выполнить такой корректор, АЧХ которого было бы точно обратной АЧХ предыдущего усилительного участка, практически невозможно, так как, во-первых, длины усилительных участков бывают различны, а во-вторых, АЧХ цепи с сосредоточенными параметрами не может обеспечить точную компенсацию характеристики цепи с распределенными параметрами (усилительный участок). Следовательно, с увеличением количества промежуточных усилительных пунктов указанные неточности будут увеличиваться и в составе линейного тракта должны быть предусмотрены устройства, компенсирующие эти неточности. Такими устройствами являются магистральные корректоры.
Затухание кабельных линий изменяется во времени от изменения температуры кабеля и, следовательно, должны быть предусмотрены устройства, автоматически изменяющие соответствующим образом усиление усилителей, - устройства АРУ.
На НУП эти устройства должны быть достаточно просты и необслуживаемы. Учитывая, что АЧХ кабельных линий зависит только от температуры кабеля, можно воспользоваться так называемой косвенной регулировкой, при которой устройства АРУ работают от датчика, фиксирующего температуру кабеля. На рис. 4.37 -это терморезистор RT, расположенный на глубине закопки кабеля и подключенный к устройствам АРУ специальным соединительным кабелем.
Однако получить достаточную точность регулировки от этих устройств, называемых температурной АРУ, не представляется возможным. Поэтому для более точного заключения об изменении затухания всех устройств на данном участке линейного тракта используют специальную так называемую контрольную частоту, которая посылается с оконечной станции со строго определенным и постоянным во времени уровнем. Тогда на промежуточном или оконечном пункте по изменению уровня этой контрольной частоты можно судить об изменении затухания предшествующего участка линейного тракта на данной частоте, но изменение затухания усилительного участка неодинаково на различных частотах. Поэтому для фиксации изменения АЧХ затухания участка по значению и наклону необходимы минимум две контрольные частоты. Для фиксации изменения кривизны характеристики потребуется еще специальная контрольная частота. Место расположения каждой контрольной частоты в используемом спектре выбирается там, где контролируемый ею параметр изменяется наиболее сильно.
Затухание линии наиболее сильно изменяется в верхней области усиливаемого диапазона частот. Поэтому там же располагается контрольная частота, управляющая общим изменением усиления, так называемая плоская АРУ. Наклон характеристики затухания при этом наиболее сильно будет проявляться в нижней части диапазона частот, поэтому контрольная частота управляющая наклонной АРУ располагается в области нижних частот. На магистралях большой протяженности сказывается изменение кривизны АЧХ, наиболее сильно проявляющееся в середине диапазона усиливаемых частот. Здесь же располагается контрольная частота, управляющая криволинейной АРУ.
На рис. 4.38, а сплошными линиями изображены пределы изменения АЧХ, например, усилительного участка воздушной линии связи, фиксирующие условия наименьшего Л1 и наибольшего Л5 затухания. Здесь же показаны пределы изменения затухания регуляторов плоской (переменный удлинитель У1 и У5) и наклонной (переменный выравниватель В1 и 55) регулировок. В нижней части рисунка изображены примерные характеристики криволинейного АРУ. Характеристика линии Л1 соответствует включению элементов У1, В1; характеристика Л5 соответствует У5 и В5.
Включение регуляторов каскадно с усилительным элементом (рис. 4.38,б) характерно для воздушных линий связи, где превалируют линейные шумы и включение затухания на входе усилительного элемента не изменяет соотношения сиг* нал/шум. В то же время это включение обеспечивает требуемые при воздушных линиях связи большие пределы изменения характеристик регулирующих устройств.
На кабельных линиях, где значительную роль играют собственные шумы во входных цепях усилителя, такое включение регуляторов нежелательно. Здесь регулирующие элементы включаются в цепь отрицательной обратной связи усилителя (см. п. 17.3, рис. 17.6).
Устройство частотной АРУ на кабельных линиях устанавливают на ОУПах. Поэтому интервал линейного тракта между двумя соседними ОУПами называется секцией регулирования. При этом плоские и наклонные регуляторы устанавливают на каждом ОУП, а криволинейные только в ОУПах, где происходит выделение или ответвление каналов или групповых трактов.
Итак, оборудование линейного тракта на передающем конце (рис. 4.39) должно содержать собственно усилитель передачи, обеспечивающий необходимый уровень передачи; корректирующие устройства, обеспечивающие заданный закон изменения уровней передачи (постоянный при отсутствии предыскажения или по заданному закону изменения уровня при включении соответствующего контура КПН); включение линейных контрольных частот устройств АРУ и режекторный фильтр, препятствующий проникновению токов с частотами, равными контрольным из устройств сопряжения ОС. Подключение линии осуществляется через устройства ввода и защиты УВЗ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.