Анализ себестоимости товарной продукции по статьям затрат (на примере аккумуляторных батарей), страница 13

Анализ взаимосвязи затрат , выпуска и прибыли позволяет определить критическую точку, при которой выручка равна затратам  на производство продукции. Начиная с критической точки  аккумуляторное производство начнетполучать прибыль. Критическую точку и называют порогом рентабельности.

По данным приведенного графика , критическая точка (Е ) соответствует выпуску 7154 единиц аккумуляторных батарей .

Если использовать формулу, то взаимосвязь затрат , выпуска и прибыли можно выразить следующим образом:

Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты+

+ Прибыль.

На основе данной зависимости можно вывести следующую:

Объем выпуска                          Постоянные затраты соответствующий  =  -------------------------------------------------------------    .

порогу                        Цена – Переменные затраты на единицу изделия рентабельности

По выше приведенным данным:

·  цена одного аккумулятора- 450 рублей;

·  переменные затраты на единицу изделия – 302,17 рублей;

·  постоянные затраты – 1057500 рублей.

Следовательно , выпуск , соответствующий  порогу рентабельности составит 7153,5 ( 7154) штук , т.е.

1057500

--------------- = 7153,5 штук .    

450-302,17

Проведенный расчет показал, что при вложенных  в производство аккумуляторных батарей затратах при объеме до 7154 штук проиизводство будет убыточным, а при объеме больше 7154 штук аккумуляторное производство будет получать прибыль.

Для пересчета проектных затрат на планнируемый выпуск продукции можно использовать следующую формулу

З отчет. * ( 100 +- ТП%)

Зскорректированные =--------------------------------------------- * Кз  ( 4) ,

100

где :

З скорректированные- затраты, скорректированные на проектный объем выпуска продукции;

З отчет.- отчетная сумма затрат по статьям Сметной калькуляции

+- ТП% - процент перевыполнение ( недовыполнение) по выпуску товарной продукции ;

Кз- коэффициент зависимости затрат от объема производства.

Процент перевыполнения по выпуску товарной продукции составляет 25%      ( 25000/20000 * 100%).

Под влиянием изменения накладных расходов ( см. Анализ себестоимости продукции) на 23,4 % (42,30/ 33,11 *100%) и удельного веса накладных расходов  30%  от суммы всех затрат производства козффициент зависимости затрат от объема производства равен 93 %

( 100%- ((42,30/33,11 * 100%) * 30%).

Отчетная сумма затрат определяется ,как затраты * отчетный объем , т.е.

344,47 рублей * 20000 изделий.

Тогда

6889400 * ( 100%+25 %)

З скорректированная = ----------------------------------- * 93%;

100

6889400 * 125%

З скорректированная = ------------------------- *93 %;

100

З скорректированная = 68894 * 1,25 * 0,93;

З скорректированная = 8008927 рублей.

Под влиянием роста объема производства затраты увеличелись на

1119527 рублей (8008927 – 6889400) , а на единицу составили 320,35 рублей , что на 24 рубля 12 копеек меньше , чем в отчетном периоде , т.е.

(344,47 – 320,35).

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Объектом анализа является разность между отчетными и прогнозируемыми затратами на один рубль товарной продукции.На отклонения прогнозируемых от отчетных оказывают влияние следующие факторы: себестоимость продукции, объем продукци, оптовые цены на продукцию.

Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на рубль товарной продукции :

чем меньше полная себестоимость товарной продукции, тем меньше затраты на один рубль товарной продукции и , наоборот.

Что касается оптовых цен на продукцию , то их изменение оказывает обратное влияние на величину затрат на один рубль товарной продукции . Так если оптовые цены на продукцию снизились , то затраты на один рубль товарной продукции возрастут , и , наоборот , при увеличении цены на изделие затраты на рубль товарной продукции уменьшаются .