-1. Общие функции управления. Общая характеристика, их перечень
Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.
Функция планирования– предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этой цели. Стратегическое планирование.Тактическое планирование. Оперативное планирование.Принципы планирования:
- полнота,точность,ясность, непрерывность,экономичность Функция организации – состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, усилении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Принципы выполнения функции организации:
- определение и детализация целей фирмы;
- определ-е видов деят-ти по достиж-ю целей;
- раздел-е труда;
- координация различных видов деят-ти, посредством установления рабочих взаимоотношений;
- единство цели;
- Функция контроля – процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными.
Принципы контроля:
- эффективность контроля;
- эффект влияния на людей;
- выполнение задач контроля;
- определение границ контроля.
Виды контроля: предварительный контроль (диагностический и терапевтический); текущий контроль; заключительный контроль.
Функция учета–представляет собой систему сбора, регистрации и анализа производства и распределения продукции, наличия и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Состоит из оперативно-технического, статистического, бухгалтерского и управленческого учета.
Функция анализа –обеспечивает научность принятия решений и служит действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства, предназначена для оценки полученных результатов.
Принципы анализа:
- носит научный характер;
- комплексный характер исследований;
- системный подход к оценке результатов;
- объективность, точность и конкретность;
- плановость и систематичность;
- оперативность;
- демократизм;
- эффективность.
2. Эволюция теории и практики менеджмента: научная школа управления, классическая школа, школа человеческих отношений
Управление связывается с существованием организации. В этом аспекте можно сказать, что практика управления стара как мир.
Конец 19 века – возникновение научного подхода к управлению, (Тейлор) Главная цель управления – максимальное увеличение производительности труда. Основа теории – рационализация труда. Основные положения:
- создание научного фундамента для замены старых, идущих от практики методов работы;
- отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;
- сотрудничество администрации и рабочих при внедрении научной организации труда;
- соразмерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Принципы управления: точный расчет и планирование процесса производства, стандартная технология, подготовка сырья и материалов, отбор рабочей силы.
Классическая школа управления (Файоль)1916 г. изложил 14 принципов управления: разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчинение индивидуальных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархическая цепь; порядок; справедливость; стабильность пребывания в должности; инициатива. Развил следующие концепции научного управления: оптимизация времени на выполнение функций руководства; оптимальное соотношение организаторских, технических и социальных способностей и знаний работников; оптимизация социального взаимодействия на производстве.
Реализация идей классической школы управления привела к формированию и усилению антагонизма между управляющим и рабочими. Реакцией на недостатки классического подхода к управлению стало возникновение школы человеческих отношений(Мэйо и Фоллет),основанной на методах налаживания межличностных отношений.Создали философию человеческих отношений. Главный вывод – решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают преимущественно социальные и психологические факторы. Основные положения теории школы человеческих отношений сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах.
общества.
3. Организация как субъект управления. Понятие организации. Формальные и неформальные организации, их зависимость от внешней среды
Организация :
1)как процесс, с помощью кот. создается управл-щая сис-ма;
2)как сис-ма взаимоотнош., прав, обязан-тей, видов деят-ти, кот. имеют место в процессе совместн. труда;
3)как группа людей, деят-ть кот. сознат. координир-ся для достиж-я общей цели.
3 эл-та орг-ции:
1)наличее не мен.3-х чел.;
2)единство цели;
3) совместн. труд.
Люб. орг-ция проходит в своем развитии 5фаз: рождение(гл.цель-выжить на рынке); детство и юность(гл.цель-укрепление и захват части рынка); зрелость(рост орг-ции в различн. направл-ях,наличие имиджа); старение (гл.цель-сохранить достигнутые позиции); возрожднние (гл.цель-оживление дея-ти).
На поведение организации влияют факторы внешней и внутренней среды. Оценка ситуации, ожидания, перспективы, прогнозы, цели, средства, имеющиеся и предполагаемые, и многое другое создает неповторимое поле взаимодействия.
Понять и спрогнозировать поведение организации возможно на основе анализа информации о ней и установления некоторых закономерностей, причинно-следственных связей и специфики в поступках и проявлениях.
Орг-ции подраздел-ся на формальные и неформальные. Гл.отличит. черта -это то что неформ. орг. это стихийные орг-ции,т.е. веская причина (раньше доступ к каналу слухов, в последн. время - защита личности) побуждает людей выступать во вне формальных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.