Параметрические критерии. Критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента для множественных сравнений. Поправка Бонферрони

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

Лекция 2

Параметрические критерии

Критерий Стьюдента

  • Условия применения:
  • исходная совокупность имеет нормальное распределение;
  • выборки извлечены случайным и независимым образом.

Пример

Расчет статистики критерия Стьюдента

  • Разность средних:
  • Стандартная ошибка разности:

Число степеней свободы: ν=2(n-1) (для выборок одинакового объема) ν=n1+n2-2 (для выборок разного объема)

Объединенная оценка дисперсии

  • для выборок одинакового объема:
  • для выборок разного объема:

  • Двусторонний критерий:
  • средние в двух выборках не равны
  • Односторонний критерий:
  • отличия выявляются только в одну сторону
  • или

Процедура применения критерия Стьюдента:

  • вычисляем средние значения и выборочные дисперсии;
  • находим объединенную оценку дисперсии;
  • вычисляем значение t и сравниваем с критическим значением из таблицы в зависимости от числа степеней свободы и уровня значимости;
  • Если , то отвергаем нулевую гипотезу и утверждаем, что с уровнем значимости α существуют различия между двумя группами.

Пример

Средняя продолжительность госпитализации 36 больных пиелонефритом, получавших правильное (соответствующее официальным рекомендациям) лечение, составила 4,51 суток, а у 36 больных, получавших неправильное лечение – 6,28 суток. Стандартные отклонения для этих групп составили соответственно 1,98 суток и 2,54 суток. Можно ли считать эти различия случайными? Нулевая гипотеза: группы не отличаются по продолжительности госпитализации (т.е. различия являются случайными).

Объединенная оценка дисперсии:

  • ν = 2(n–1) = 2 (36 – 1)= 70
  • для α = 0,01 и ν=70 tкрит=2,648 (по двустороннему критерию)
  • t>tкрит , значит различия в сроках госпитализации статистически значимы.

Критерий Стьюдента для множественных сравнений

  • Эффект множественных сравнений:
  • Вероятность ошибиться хотя бы в одном из попарных сравнений в общем случае равна:
  • Р=1–(1–0,05)k,
  • где k – число парных сравнений.
  • критерий Стьюдента может быть использован только для проверки гипотезы о различии средних в двух группах.

Пример Исследование влияния гормонов человека на рост марсиан

  • плацебо-тестостерон t=2,39;
  • плацебо - эстрадиол t=0,93;
  • тестостерон - эстрадиол t=1,34.
  • Число степеней свободы составляет 18, t0,05;18=2,101.

Поправка Бонферрони

  • Для обеспечения вероятности ошибки первого рода α, в каждом из сравнений необходимо принять уровень значимости α/k, где k – число попарных сравнений
  • Например: при трехкратном сравнении уровень значимости в каждом из сравнений должен быть 0,05/3≈0,017
  • При сравнении нескольких групп с контрольной уровень значимости в каждом из сравнений равен α/(m-1), где m – количество групп

Критерий Стьюдента для повторных измерений

  • Пример: гипотеза о том, что люди выше, когда они в обуви (A), чем когда они босиком (В).
  • Среднее значение в выборке А - 167,7 см (стандартное отклонение 12,03).
  • Среднее значение в выборке В – 163,7 см (стандартное отклонение 12,17).
  • Значение t = 0,89. Для α=0,05 и ν=28 критическое значение t равно 2,05.

?

  • Тест Стьюдента не в состоянии определить такой простой факт?
  • Разница между двумя группами вызвана простой случайностью?

Здесь только одна выборка D: разность между двумя измерениями

  • Среднее значение для D равно 3,93, стандартное отклонение 1,1
  • t=13,85; ν=n-1=14 – отвергаем нулевую гипотезу

Пример. Изучение суточного диуреза у 10 человек после приема препарата и у 10 после приема плацебо.

  • В первой группе среднее - 1330 мл, стандартное отклонение 353,7 мл, во второй – 1412 мл и 356,1 мл соответственно; t=0,52
  • Для разности среднее значение – 82, стандартное отклонение 97,84; t=2,65

Процедура применения критерия Стьюдента для повторных измерений

  • Условие применения: нормальное распределение разности между парами значений.
  • Вычисляем разность между значениями измерений для каждого субъекта исследования.
  • Находим среднее значение и стандартное отклонение для разности.
  • Вычисляем значение t и сравниваем с критическим значением из таблицы в зависимости от числа степеней свободы (ν=n-1) и уровня значимости.
  • Если , отвергаем нулевую гипотезу и утверждаем, что с уровнем значимости α существуют различия между двумя измерениями.

Дисперсионный анализ

  • Предназначен для сравнения двух и более групп;
  • каждая выборка независима от остальных выборок;
  • каждая выборка случайным образом извлечена из исследуемой совокупности;
  • совокупность нормально распределена;
  • дисперсии всех выборок не сильно отличаются друг от друга.

Дисперсионный анализ для групп одинаковой численности

Две оценки дисперсии совокупности (k – количество групп, n – численность группы) По выборочным По выборочным дисперсиям: средним:

Критерий F

  • Межгрупповое число степеней свободы νмеж=k-1
  • Внутригрупповое число степеней свободы νвнутр=k(n-1)
  • Если рассчитанное F больше, чем табличное для соответствующего числа степеней свободы и уровня значимости, то нулевая гипотеза о равенстве выборочных средних отвергается.

Дисперсионный анализ для групп разной численности

Межгрупповая вариация

Внутригрупповая вариация

Критерий F

Процедура использования дисперсионного анализа

  • Вычисляем средние значения и дисперсии в каждой выборке;
  • Вычисляем внутригрупповую и межгрупповую вариации и число степеней свободы;
  • Вычисляем F;
  • Находим критическое значение F по таблице в зависимости от числа степеней свободы и уровня значимости;
  • Если рассчитанное F больше табличного, то отвергаем нулевую гипотезу о статистической значимости различий между группами.

Критерий Стьюдента с точки зрения дисперсионного анализа

  • Критерий Стьюдента является вариантом дисперсионного анализа в случае сравнения двух групп
  • F=t2
  • νмеж=k–1=2–1=1
  • νвнутр=k(n–1)=2(n–1)

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.