Измерительные приборы УКПА-5, тарировочные балочки, страница 5

Для поверки тензометров часового типа прибор имеет устройство, преобразующее угловое перемещение рычага 8 в линейное перемещение бруска  11.Этоустройство состоит из балансира 17, жестко соединенного с рычагом 8, и платформочки 9 с бруском 11, опирающейся на стойку 15 с шарикоподшипником и на балансир 17. Связь балансира с платформочкой осуществляется двумя парами стальных лент, одни концы которых прикреплены к балансиру, а другие — к ползункам 18 платформочки. Встречное расположение лент при подъеме рычага 8 заставляет платформочку 9 перемещаться в левую сторону, а при опускании рычага — в правую сторону. Регулировка положения платформочки на балансире и ликвидация люфта в преобразующем устройстве осуществляется натяжением стальных лент винтами 10.


Зависимость между величиной поворота винта 5 и перемещением бруска 11 устанавливается из подобия двух треугольников с общей вершиной в точке 0 опоры 16 (рис. 10), т.е. Δl=δ2-R/B, где R— радиус балансира;


Рис. 10. Кинематическая схема рычажной системы прибора УКПА-5

В — длина рычага 8. Принимая минимальную величину поворота винта на одно деление по нониусу лимба, и заменяя перемещения δ2 через δ1, получим перемещение бруска платформочки равным Δl = δ1 · R/4B = 20/4 · 1000 · 500 = 0.00001 мм.

На левом конце основания прибора укреплены две стойки 13, соединенные между собой планкой 14. На стойки 13 устанавливается либо призматический брусок 12, либо брусок более сложной формы, служащий для крепления к ним приборов.

ТАРИРОВОЧНЫЕ БАЛОЧКИ

Проводить поверку каждого проволочного датчика сопротивления не представляется возможным, так как после наклейки его на поверхность тарировочного бруска он не может быть снят без повреждений. Учитывая это обстоятельство, поверка проволочных тензометров сопротивления производится выборочным путем.

Все изготовленные проволочные датчики поверяются с помощью магазина сопротивления, чтобы определить их омические сопротивления. Далее датчики разбиваются на группы с одинаковым омическим сопротивлением. Из каждой такой группы при обычных испытаниях отбираются 5% датчиков для тарирования. При особо ответственных исследованиях выделяют 10% датчиков от числа их в одной группе.

Полученные результаты поверки распространяют на все остальные датчики данной группы.

Тарирование ведется на специальных стальных тарировочных брусках прямоугольного поперечного сечения 4x40 мм и расчетной длиной 66 см. Брусок 1 укладывается плашмя на две опоры 2 и 3, образуя однопролетную балочку пролетом 22 см с двумя одинаковыми консолями длиной по 22 см (рис. 11).

К концам консолей тарировочного бруска подвешивается балочка 4, посередине пролета, которой, шарнирно крепится стержень 5 с поддоном 6. На этот поддон укладываются гири 7, создавая требуемые изгибающие моменты в пролете бруска 1, причем в пролете между опорами 2 и 3 образуется постоянный изгибающий момент при отсутствии перерезывающей силы.

Поверяемые датчики наклеиваются на верхнюю и нижнюю поверхности бруска 1 в средней части пролета, причем их число может быть доведено до десяти и более. Датчики поочередно включаются в первое плечо мостика Уитстона; во второе плечо этого мостика подключается компенсационный датчик, взятый из той же партии датчиков и наклеиваемый на стальной брусок, не подвергающийся деформации.

Поворотом рычага реохорда 6 устанавливают стрелку гальванометра 5 на нулевое деление шкалы и по шкале 8 отмечают деление c1указанное стрелкой 7. Затем на поддон 6 (рис. 11) кладут гири, которые вызывают изгиб бруска 1 и этим нарушают балансировку мостика Уитстона. Новым поворотом рычага реохорда 6 устанавливают стрелку гальванометра 5