Глава 6.
Деталь проекта
«Применение технической серы в дорожном строительстве»
Глава 6.
Деталь проекта
«Применение технической серы
в дорожном строительстве»
6.1. Общие сведения о сероасфальтобетоне
Для поддержания асфальтобетонного покрытий улиц и дорог в требуемом эксплутационном состоянии дорожные организации осуществляют работы по текущему ремонту.
В настоящее время при текущем ремонте особенно в осенне-зимний период применяют литой асфальтобетон, так как он в отличие от традиционных асфальтобетонных смесей, выпускаемых по ГОСТ 9128-97, не требует уплотнения и его можно применять при любых температурах окружающего воздуха.
В Распоряжении Правительства Москвы от 13 мая 2005 года № 803-РП «О выполнении задания по ремонту дорог в 2004 году и задачах на 2005 год» указано, что в зимний сезон аварийный текущий ремонт дорожных покрытий следует проводить только с применением литых асфальтобетонных смесей.
Однако применяемые в Москве литые асфальтобетонные смеси, как правило, не обладают требуемой теплоустойчивостью при высоких летних температурах воздуха и интенсивной солнечной радиации. Под воздействием колес автомобилей на поверхности материала в жаркие летние дни образуются следы протекторов, наплывы, сдвиги, волны и колеи (Рис. 5а, 6).
Кроме того, этот материал характеризуется крайне низкими параметрами сцепления с колесом транспортного средства, что сказывается на безопасности дорожного движения. Для обеспечения сцепных качеств осуществляется дополнительная присыпка черным щебнем.
При этом, когда в Москве в 2000 году было принято решение об опытной укладке перспективных тонкослойных слоев износа типа «Slurry Seal» на территории Восточного административного округа, выяснилось, что указанная технология «несовместима» с картами из литого асфальтобетона, так как зерна каменного материала тонули в литом асфальтобетоне, что сказывалось и на сцепных качествах слоя износа и, в конечном счете, на его декоративном виде.
Все это вызвало необходимость изучения возможности получения литых асфальтобетонных смесей, лишенных вышеуказанных недостатков.
Одним из технических решений указанной задачи стала разработка такого материала как литой сероасфальтобетон.
Основной отличительной особенностью этого материала является частичная замена до 30-40 % дорогого дефицитного битума, технической серой, являющейся много тоннажным техногенным отходом очистки природных газов и нефтепереработки.
При этом за счет пластификации смеси серой существенно снижается температура приготовления смеси с 200-220 ºС для традиционных литых смесей до 140-160 ºС для литых сероасфальтобетонных смесей.
В отличие от традиционных литых составов сероасфальтобетонной смеси не расслаивается, сероасфальтобетон лучше сопротивляется сдвигу при высоких температурах (рис. 5 б).
Технология укладки сероасфальтобетонной смеси не отличается от принятой ныне для литых асфальтобетонных смесей, за исключением того, что в данном случае для обеспечения сцепления не требуется присыпка черным щебнем, так как коэффициент сцепления в пределах 0,45-0,55 может быть обеспечен самим литым асфальтобетоном.
Производство литых сероасфальтобетонных смесей может быть организованно на любом действующем асфальтобетонном заводе. Для этого требуется обеспечить хранение, транспортировку и подачу в смеситель технической серы. Для этого может быть использовано штатное оборудование АБЗ или дополнительное типовое оборудование. Создание нового специального оборудования не требуется.
А Б
Рис. 5. Состояние покрытия из литых асфальтобетонных и сероасфальтобетонных смесей.
Анализ затрат на приготовление 1 тонны литой асфальтобетонной смеси и сероасфальтобетонной смеси показал, что стоимость материалов для литых сероасфальтобетонных смесей снизилась за счет частичной замены битума технической серой, также уменьшились затраты на энергоресурсы, за счет более низких технологических температур.
Расчет стоимости непосредственно выполняемых работ по текущему ремонту в г. Москве также показал эффективность применения предлагаемого материала, за счет исключения технологических операций, связанных с присыпкой черным щебнем.
Опытные участки, построенные в 2001-2005 годах, в Москве, Московской и Тульской областях подтвердили высокие эксплутационные характеристики литого сероасфальтобетона.
В октябре-декабре 2002 года в экспериментальном порядке было уложено двухслойное покрытие мостового полотна из литой сероасфальтобетонной смеси на Крылатском мосту через р. Москва. При этом впервые в отечественной дорожной практике покрытие из литых асфальтобетонных смесей укладывалось механизированным способом с помощью специализированного асфальтоукладчика при температуре окружающего воздуха, достигавшей в декабре минус 26 ºС.
На основании результатов лабораторных испытаний и опытно-производственной проверки были разработаны и утверждены Департаментом Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Технические условия ТУ 5718-001-53737504-03.
В этом документе указано, что смеси сероасфальтобетонные литые предназначены для строительства и ремонта верхних слоев асфальтобетонного покрытия проезжей части улиц и дорог, в том числе автотранспортных тоннелей, строительства и ремонта мостового полотна на мостах и путепроводах.
На сероасфальтобетон получено санитарно-эпидемиологическое, в соответствии с котором литые сероасфальтобетонные смеси могут быть применены в транспортном строительстве без каких-либо ограничений.
Технология работы с литыми сероасфальтобетонными смесями изложена в «Технических рекомендациях по строительству и ремонту дорожных покрытий с применением литого сероасфальтиобетона (ТР 151-03)».
Литой сероасфальтобетон упоминается в качестве основного материала в «Технических рекомендациях по конструкциям и технологии строительства дорог в местах, подверженных усиленному воздействию транспортных нагрузок (ТР 135-02)» и «Технических рекомендациях по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона (ТР 164-04)».
В настоящее время к литому сероасфальтобетону проявляют большой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.