ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ
На вопросы корреспондента «ДО» отвечает председатель Одесского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Евгений БУТИН.
— Евгений Петрович, 11 февраля 2001 года был принят Закон Украины «О защите экономической конкуренции». Что бы вы могли сказать о новом законе в целом и о том, чем объясняется, что вступление его в силу затянулось до 27 февраля 2002 года?
— Принятие этого закона обусловлено тем, что в последнее время произошли позитивные преобразования на различных товарных рынках, изменилась экономическая ситуация в стране, конкуренция стала неотъемлемой частью жизнедеятельности предприятий. Новый закон направлен на обеспечение эффективности экономики Украины на основе развития конкурентных отношений. Дано четкое определение экономической конкуренции, которая за-ключает в себе состязание между хозяйствующими субъектами, цель которых — достижение более высоких экономических результатов.
В связи с этим четко регламентируется, какие действия предприятия относительно своих конкурентов законны, а какие являются нарушением антимонопольного законодательства. Это очень коротко.
Что же касается введения в действие Закона Украины «О защите экономической конкуренции» год спустя после его принятия, то это время потребовалось для подготовки и утверждения Верховной Радой целого ряда нормативных документов, внесения изменений в существующую законодательную базу. Немаловажно, что закон вступает в силу в период, когда благодаря использованию рыночных механизмов ценообразования, созданию целостной системы защиты конкуренции в предпринимательской деятельности часть монопольного сектора в экономике страны снизилась с почти 100 процентов на начало 1990-х годов до 40 процентов на сегодня.
— Тем не менее отдельные общегосударственные и региональные рынки до сих пор характеризуются высоким уровнем монополизации. Можно ли говорить о конкретных предприятиях в Одесской области, на которых были выявлены злоупотребления монопольным положением?
— Именно высоким уровнем монополизации и объясняется то, что работа нашего отделения в 2001 году была направлена на контроль естественных монополий и создание конкурентной среды. В частности, мы занимались проверкой деятельности небезызвестного «Альфатера» (теперь ООО «Союз»). По вывозу мусора поступало много жалоб, к тому же фирма, злоупотребляя своим монопольным положением, диктовала заказчикам при подписании договора неприемлемые условия, завышая цены. Монополисту было указано на недопустимость нарушения антимонопольного законодательства, проконтролировано ценообразование, наложены штрафные санкции. В результате цены на вывоз мусора снизились.
Другой пример.Чтобы вывезти скот в иной район, село, область Украины и за ее пределы, требуется справка ветеринарной службы района. Пользуясь монопольным положением, эта служба стала самовольно формировать цены на свои услуги в зависимости от дальности вывоза скота. Мы провели тщательную проверку. Итог: виновные наказаны, установлена единая цена на справки.
— Евгений Петрович, в перечне предприятий, злоупотребивших монопольным положением, есть такая организация, как «Одессаоблэнерго». Чем провинилась энергоснабжающая компания, неужели тоже цены завышала?
— Здесь иная ситуация. «Обл-энерго» в лице своего структурного подразделения — Измаильской электрической сети — навязывало дополнительные условия при заключении договора на пользование электроэнергией коммунальному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Татарбунары в виде оплаты долга за электроэнергию, использованную другим предприятием. После проведения проверки установлено, что «Облэнерго» в лице Измаильской РЭС не имеет права отказываться от подписания договоров, так как это является злоупотреблением монопольным положением, на что им и было указано.
Другой пример. Ряд предприятий, которые до недавнего времени были закрытыми акционерными обществами, сейчас переводятся в коммунальную собственность. В частности, у ЗАО «Водоканал» поменялся юридический статус предприятия. При определении новых юридических реквизитов было записано, что коммунальное предприятие «Водоканал» не является правопреемником ЗАО «Водоканал». Налицо правовой нонсенс. Теперешний «Водоканал» отказывается платить компании «Обл-энерго» старые долги своего предшественника. Энергетики, в свою очередь, отказались заключать с этой организацией договор на поставку электроэнергии, пока не будут оплачены долги. Нарушения эти устранены.
А по вопросу долгов «Облэнерго» в обоих случаях предложено обратиться в хозяйственный суд.
— Чем объясняется высокая степень монополизации рынка коммунальных услуг?
— Прежде всего такая монополизация объясняется наличием специфических барьеров вступления в этот рынок. В данном секторе должен развиваться малый бизнес, что и создаст условия для экономической конкуренции.
— Евгений Петрович, судя по всему, наиболее распространены ценовые нарушения антимонопольного законодательства. Какие предприятия чаще всего идут на это, доставляя вам много хлопот?
— Действительно, ценовые нарушения в общем количестве злоупотреблений монопольным положением составляют около 70 процентов. А работать сложно со всеми монополистами. Наша постоянная головная боль — железная дорога и морские порты. Для примера приведу Белгород-Днестровский порт. Являясь монополистом на рынке специализированных услуг, это предприятие нарушило антимонопольное законодательство, завысив тарифы на подключение к электроэнергии подходящих судов: в стоимость услуги была включена рентабельность. Кроме того, в порту устанавливали разные нормы снижения веса металлолома одного класса разным предприятиям в зависимости от транспорта доставки, а не от фактической загрязненности металлолома. Теперь такая практика прекращена. На нарушителя наложен штраф в размере 10 тыс. гривен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.