Экономическая конкуренция нуждается в защите, страница 2

Что касается железной дороги, то всем ясно, что без ее услуг нередко обойтись просто невозможно. Оттого и нарушения здесь особенно часты. Известно, что промышленные предприятия имеют свои подъездные пути, которые могут обслуживать порой целую промзону. К подобным кустовым железнодорожным путям относятся Кулиндоровские. Обслуживая ряд предприятий, железнодорожники решили выгадать: не доставляют грузы никому, если в промзоне есть хотя бы один должник. По сути, это злоупотребление монопольным положением в чистом виде. Пришлось применять штрафные санкции.

— Вы рассказываете о наиболее характерных нарушениях, мешающих предпринимателям эффективнее работать. А контролируете ли вы на той же железной дороге нарушения, на первый взгляд, мелкие, но касающиеся тысяч людей? Я имею в виду пассажиров.

— Разумеется. Проверили мы камеры хранения и с удивлением обнаружили, что плата за хранение в них первые сутки — 1,4, а в последующие — по 1,1 грн. Нам объяснили, что лишние 30 коп. в первые сутки — это, якобы, за добровольное страхование вещей. Но позвольте, зачем мне их страховать, если я плачу за хранение? Теперь нарушение устранено.

Или такой вид услуг, как продажа билетов. В свое время Одесская железная дорога заключила договоры с рядом посредников, которые занимались, наряду с самой железной дорогой, продажей билетов. Но вдруг монополист «передумал», отказался от посредников по той причине, что решил создать сервисные центры. Такой центр есть пока только на вокзале. Теперь билеты на поезд можно купить лишь в трех местах Одессы: на вокзале, в кассах предварительной продажи и на жилмассиве Котовского. Добавлю к этому, что порой пассажира вынуждают пользоваться сервисным центром, т. е. платить за услугу дополнительно. Например, в случаях, если вы хотите купить сразу и обратный билет. Наш комитет по каждому факту принимает меры, контролируя устранение подобных злоупотреблений.

— Таких «мелочей» на железной дороге слишком много. Скажем, высокие цены на постельное белье, продажа чая в наборе. Удивляет и наличие всего лишь одного фирменного поезда Одесской железной дороги — «Черное море». Это было бы понятно, если бы остальные поезда, формирующиеся в Одессе, не имели к ней отношения... Кстати, могут ли на железной дороге появиться так называемые частные поезда?

— В принципе — да. Для этого нужно, чтобы нашелся предприниматель, который бы купил целый поезд и взялся обслуживать пассажиров параллельно с «Укрзалiзницею». Тогда бы появилась долгожданная конкуренция.

Конечно, есть услуги, на которые должна быть установлена монополия. Я имею в виду диспетчеризацию движения. Сегодня же «Укрзалiзниця» монополизировала все виды услуг на железной дороге, и для нее характерно: хочу дам, хочу не дам. А между тем существует Устав железной дороги, нормативные документы, в которых все четко определено. Монополисту же и собственный устав не указ. Именно поэтому 20 — 21 февраля в Киеве будет проведена деловая встреча ответственных работников Антимонопольного комитета со всей страны с сотрудниками «Укрзалiзницi». Будем пытаться сдвинуть вопрос с мертвой точки. Вот где большие перспективы для развития малого и среднего бизнеса.

— Евгений Петрович, критикуя мнополистов, нельзя обойти и вопрос о другой крайности — недобросовестной конкуренции. Очевидно, это наш бич?

— К сожалению, к нам поступает много заявлений о недобросовестной конкуренции. Есть целый ряд известных фирм, которые вкладывают серьезные средства в раскрутку собственного имиджа. И им обидно, когда этим пользуются другие. Возьмем, к примеру, два наших предприятия — Кулиндоровский комбинат хлебопродуктов и Одесский масложирокомбинат. Используя их торговую марку, другие предприятия реализуют свою низкосортную продукцию, что наносит серьезный ущерб названным фирмам. То же касается и многих известных марок вин. Найти виновника и доказать его вину — не так-то просто. Но мы делаем это. Приходится проводить экспертизы, обращаться в суд. И, сознаюсь, нас радует, когда мы выигрываем процессы. А это случается все чаще.

Надо признать, что конкуренция станет более здоровой, честной, когда будет ликвидирован теневой бизнес. Пока же до этого далеко. Не случайно новый закон предусматривает, в частности, меры, предупреждающие случаи возможного сговора хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции на рынке в своих интересах. Экономическая конкуренция нуждается в защите. Над этим мы серьезно работаем сегодня.

— В «Основных направлениях конкурентной политики на 2002 — 2004 годы» отмечено, что не редкими являются нарушения антимонопольного законодательства со стороны госадминистраций и органов местного самоуправления. Значит, и власть предержащие допускают дискриминацию отдельных объектов хозяйствования?

— К сожалению, такие факты имеются. Наше отделение рассмотрело дело, по которому Каменская сельская рада Белгород-Днестровского района своим решением запретила открытие торговой точки в связи с тем, что в селе уже имеется торговый пункт другого предприятия. Надо ли говорить, что это весьма серьезное нарушение. После нашего вмешательства депутатам пришлось на очередной сессии отменять собственное решение.

Подобных примеров немало. Поэтому закон, вступающий в силу 27 февраля сего года, четко прописывает недопустимость и наказуемость таких нарушений властями, которые могут привести к ограничению конкуренции и, как следствие, к негативным явлениям на рынке.

— Кстати, о наказуемости. В чем она выражается?

— Закон вводит новые штрафные санкции. За антимонопольные действия, злоупотребление монопольным положением, невыполнение решений антимонопольного комитета установлен штраф — 10 процентов выручки от реализации продукции. За неполное представление данных, недостоверную информацию нарушителей ожидает штраф в размере 1 процента от выручки. Во избежание штрафных санкций необходимо внимательно прочесть новый закон и руководствоваться его положениями на практике.

Мы же в нынешнем году направляем свои усилия на внедрение современных методов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, уменьшение части монопольного сектора во внутреннем валовом продукте до 10 — 12 процентов, на дальнейшее совершенствование правил конкуренции, защиту ее и поддержку, развитие институционного обеспечения.

Наталья ЛЫСЕНКО