Классификация горных пород по устойчивости и крепости. Классификация горных пород по происхождению и механическому строению, страница 5

Заряд, взрыв которого не оказывает действия на свободную поверхность, называют зарядом комуфлетного действия. Камера образуемая в результате такого взрыва называется котлом. Котлы образуются в пластичных или сильно пористых породах. Если приблизить комуфлетный заряд к свободной поверхности, то нарушится принцип концентричности образования сфер его действия и образуется воронка.

Различают следующие элементы воронок:

R – радиус действия взрыва, т.е. расстояние от центра заряда до любой точки края воронки (центр воронки – вершина опрокинутого конуса);

r – радиус воронки;

w – кратчайшее расстояние от центра заряда до поверхности обнажения, называемое линией наименьшего сопротивления (Л.Н.С.).

Важное значение во взрывном деле имеет отношение радиуса воронки к линии наименьшего сопротивления  r/w, называемое показателем действия взрыва и обозначаемое  «n».

В зависимости от величины n различают:

1.  Заряды нормального выброса  n= r/w =1.

2.  Заряды усиленного выброса  n   1.

3.  Заряды уменьшенного выброса  n   1.                              

Заряды уменьшенного выброса с показателем действия взрыва  n= 0,7 и n = 1 при равенстве  w  и в одинаковых грунтах, масса первых (зарядов рыхления) составляет  1/3  массы последних (зарядов нормального выброса).

Значение показателя  n  у зарядов усиленного выброса на практике достигает не более трёх.

Виды рудничного транспорта

Подземный транспорт служит для перевозки полезного ископаемого и породы, доставки материалов к месту работ, а также перевозки людей к месту работ и обратно.

Подземный транспорт разделяется на участковый, который служит для доставки грузов между забоями и основным горизонтом, и магистральный – для доставки грузов от участковых транспортных средств до околоствольного двора.

Транспорт грузов от околоствольного двора на поверхность по наклонным или вертикальным выработкам называется подъёмом.

По принципу действия транспорт разделяют на непрерывный и циклического действия.

По способу перемещения грузов различают:

1.Транспортные установки, на которых груз перемещается скольжением под действием собственного веса или принудительным волочением по жёлобам (скребковые конвейеры) или по почве (скрепер).

2.На грузонесущих элементах (на ленте конвейера, в кузове вагонетки, ковше ПДМ).

3.В рабочей среде (гидравлический или пневматический транспорт).

В зависимости от конструктивного исполнения различают следующие виды транспорта:

1.  Локомотивный по рельсовым путям.

2.  Конвейерный.

3.  Самоходный.

4.  Канатный.

5.  Скреперный.

6.  Самотечный.

7.  Трубопроводный.

8.  Монорельсовый, подвесной.

Область применения различных видов транспорта зависит от физико-механических свойств транспортируемого груза, производительности, расстояния транспортировки.

К подземным транспортным машинам относятся погрузочные и закладочные машины. Широко применяется вспомогательное транспортное оборудование – опрокидыватели, толкатели, лебёдки, питатели, затворы, путевые стопоры, компенсаторы высоты и др.

При строительстве шахт применяется бадьевой подъём, а при эксплуатации – клетьевой и скиповой.

Понятие о горном давлении и формы его проявления

Силы земного притяжения вызывают в породном массиве сжатое, напряжённое состояние, которое до проведения выработки является равновесным и устойчивым. Проведение горной выработки нарушает равновесное состояние массива. Нарушение равновесия массива приводит к появлению в породах неуравновешенных сил, которые называются горным давлением.

Проявление и величина горного давления различны и изменяются в очень широких пределах. В горизонтальных выработках обычно наблюдается вертикальное опускание кровли, вызванное прогибом прилегающих слоёв породы. Величина опускания может достигать 1 м. и более, но чаще всего лежит в пределах 100 – 300 мм. Наряду с вертикальным опусканием кровли может происходить горизонтальное смещение стенок выработок.