Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом»

Страницы работы

73 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Своеобразие этого курса определяется объектом управления – человеческие ресурсы организации, и характером современной управленческой деятельности, направленной, прежде всего, на работу с персоналом, как основным ресурсом, определяющим конкурентоспособность организации. Особенностью данной учебной дисциплины является ее выраженный практический характер. Поэтому на лекциях студент должен освоить основные теоретические аспекты темы, а на практических занятиях показать не только знание общих теоретических вопросов изучаемой темы, но и практику применения технологий управления персоналом в современных отечественных организациях. Поэтому в процессе подготовки к  семинарскому занятию желательно ознакомиться не  только с материалом основной литературы, но и обратить внимание на литературу, рекомендуемую дополнительно, а также самостоятельно подобрать материал из профессиональных журналов, издаваемых по разным аспектам менеджмента.

Так как качество освоения курса зависит, прежде всего, от того, насколько точно и полно студент владеет его понятийным аппаратом, то при подготовке к занятиям рекомендуется посмотреть глоссарий, содержащий анализ основных терминов изучаемой дисциплины, материал лекции по изучаемой теме и, конечно, ответить на вопросы теста, позволяющего проконтролировать уровень освоения, как теоретического материала проблемы, так и ее основного понятийного аппарата.

Современные технологии обучения большое внимание уделяют формированию умения студента самостоятельно работать с информацией, четко формулировать собственные мысли, аргументировать свою позицию, что является основой становления профессионализма молодого сотрудника. Один из важных способов достижения этой цели – анализ альтернативных точек зрения. Предлагаемая в учебно-методическом комплексе литература позволяет выявить специфику подходов к той или иной проблеме, поэтому при подготовке к занятию необходимо посмотреть по конкретному вопросу материал нескольких рекомендуемых учебников, а не ограничиваться одним учебником.

Наиболее полно продемонстрировать умение работать с литературой студент должен в реферате, который, как раз и предполагает сравнительный анализ имеющихся в теории вопроса точек зрения. Предлагаемая тематика рефератов позволяет каждому студенту выбрать для изучения такой вопрос курса, который будет именно данному студенту интересен и полезен. Написанный реферат  может  стать частью будущей дипломной работы студента, так как любой управленческий вопрос всегда напрямую связан с вопросом управления человеческими ресурсами. Такой подход позволит студенту сформировать целостный взгляд на проблемы менеджмента и послужит основанием для формирования комплексного подхода к решению практических задач   управления.    

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Содержание курса построено таким образом, чтобы студент получил достаточно полное представление об основных теоретических и практических вопросах деятельности по управлению персоналом и усвоил категориальный аппарат дисциплины, что позволит ему иметь хорошую методологическую и теоретическую базу для дальнейшего освоения  как общих, так и специальных курсов, предусмотренных учебным планом подготовки. Достижение данного результата основано на том, что  через все темы курса проходит ключевая  мысль, что формы и методы работы с персоналом, технологии управления персоналом, их содержание и применение определяется уровнем социально-экономического развития  страны, теми изменениями, которые происходят в технике и  технологии производства и тем, насколько  и как осознаются эти изменения специалистами по управлению. С этой точки зрения первая тема курса имеет принципиальное значение. Именно  этот материал позволяет показать, как меняется восприятие места и роли персонала в процессе развития производства. Анализ подходов и школ, концепций и направлений в развитии управленческой мысли показывает как постепенно, по мере осознания специфики человека, как активного субъекта деятельности,  персонал включается в качестве особого источника получения прибыли организации. Определенную сложность в освоении материала вызывает выявление различий между концепцией «управления персоналом» и концепцией «управления человеческими ресурсами». Рекомендуется обратить внимание на материал учебников по управлению персоналом под редакцией Т.Ю.Базарова, учебника под редакцией С.И.Самыгина и учебника под редакцией  Ю.Г.Одегова.

Все последующие темы курса предполагают не только анализ теоретического материала, но и изучение практических вопросов, что, несомненно, лучше сделать на семинарских занятиях. Можно рассмотреть конкретные примеры из практики работы отечественных организаций. Хорошо, если студенты самостоятельно подыщут эти примеры, опираясь на публикуемые в профессиональных журналах статьи. 

В ряде тем изучаемого курса рассматриваются вопросы разработки  документов, применяемых в деятельности по управлению персоналом и организационно обеспечивающих эту деятельность.  В этом случае, на семинарских занятиях рекомендуется проанализировать те  документы, которые самостоятельно разработали студенты, получив заранее задание от преподавателя.

Также важно отметить, что материал курса по «Управлению персоналом» предполагает, что студенты ранее уже овладели рядом базовых курсов: менеджмент, теория организаций, социология, психология, политология и др. Поэтому целесообразно напомнить студентам какой материал ранее освоенных курсов они должны повторить.

Методические проблемы вызывает изучение темы 8, которая содержит большой объем теоретических вопросов. Рекомендуется на лекции осветить наиболее важные, на взгляд преподавателя, вопросы, а остальной материал  предложить студентам рассмотреть самостоятельно, проверив качество изучения вынесенных на самостоятельное изучение вопросов путем тестирования или ответов на  контрольные вопросы. 

Последняя тема курса раскрывает специфику управления персоналом в конкретной сфере деятельности: государственном и муниципальном управлении. Так как деятельность государственной и муниципальной службы строится на основе неукоснительного следования законодательным и нормативным  документам, то крайне важно на лекциях показать, а на семинарах рассмотреть, как основные вопросы управления персоналом регулируются этими документами, выявить специфику применения кадроведческих технологий  в практике управления персоналом органов государственного и муниципального управления.

Также рекомендуется, совместно с деканатом, на основе оперативного

Похожие материалы

Информация о работе