Управление качеством. Практика.
Система |
Дата и место создания |
Сущность системы, её отличительные черты |
Объект управления |
Критерии управления |
Область применения (Стадии ЖЦП) |
Достоинства |
Недостатки |
БИП (бездефектное изготовление продукции) |
г.Саратов 1955г |
- Ответственность лежит на изготовителе продукции. - Анализ причин появления брака и его предупреждение |
Качество труда основного производства |
Процент сдачи продукции с первого предъявления: А – продукция принятая с первого предъявления Б – продукция не принятая с первого предъявления. Критерий управления: выше процент – выше эффективность |
Стадия производства |
- количественная оценка качества труда работников. - эффективная мотивация работников. - повышение персональной ответственности за качество исполнителей и руководителей. - разработка методов сбора и анализа информации о причинах возникновения брака. |
- охватывает только стадию производства. - оценивалось качество труда только одной категории работников – производственных рабочих. - необходимость оснащения рабочих мет контрольными приборами. - работает по схеме есть дефект – нет дефекта |
СБТ (Система бездефектного труда) |
г. Львов начало 1960х гг. радиотехническое предприятие. |
- Строгое выполнение технологических операций - самоконтроль - коллективная ответственность |
Качество труда производственной сферы. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей |
Коэффициент качества труда: |
Стадия производства |
- Повышает заинтересованность работников - повышение ответственности всех работников участвующих в создании продукции - более Дифференцируемая система оценки Введение эффективной системы санкций за низкое качество |
- Учитывались только коэффициенты снижения - |
КАНАРСПИ |
г.1958 (Качество, надежность, ресурс с первых изделий) |
- формирование качества изделия начиналось на стадии проектирования -и даже в процессе эксплуатации -высокий уровень проектирования - высокий уровень подготовки производства. - тщательная отработка первых опытных образцов продукции - появление служб надежности - активное участие организаций потребителей в совершенствовании изделий - носила комплексный характер обеспечения качества |
Качество продукции |
- качество изделий - надежность - ресурс - сроки доводки новых изделий до заданного качества |
- Испытания новых образцов - Стадия производства - стадия эксплуатации |
- охватывает большое количество стадии ЖЦП - сокращение сроков доводки - повышение надежности - снижение трудоемкости - увеличение ресурса |
- не охватывает стадию маркетинга -высокая стоимость этой системы |
НОРМ( научная организация работ по повышению моторесурса) |
г.Ярославль. 1963-1964гг ярославский моторный завод |
-управление показателями - управление моторесурсом - использовании и разработка комплексного плана конструкторских и технологических работ для достижения запланированного моторесурса. - комплексный характер системы: проектирование, планирование, подготовка к производству, производство, эксплуатация и ремонт. - организация работ по принципу цикличности. |
Качество изделий |
Моторесурс. Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному. |
- все кроме маркетинга |
- увеличение ресурса двигателя до капитального ремонта в 2,5 раза - гарантийный срок на двигатели на 70% - снижение потребности в запасных частях на 20%. |
- отсутствие должной ориентации на потребителя - узкая направленность системы. - наличие одного критерия эффективности системы приводило к опасности его увеличения за счет других показателей важных для потребителей |
КСУКП(комплексная система управления качеством продукции) |
1975г, г.Львов. |
- управление качеством на базе стандартизации (в соответствии с требованием государственных, отраслевых и стандартов предприятия) - комплексное управление качеством за счет охвата всех стадий ЖЦП, расширения функций УК, появление специализированных функций УК. - информационное обеспечение УК (были созданы программы повышения квалификации в области качества, введение учебных дисциплин УК в ВУЗах, ГОС стандарт пропагандировал содержание стандартов.) - появились новые организационные структуры на предприятиях - службы качества. |
Качество изделий, качество труда коллектива |
- соответствие качества прогрессивным требованиям стандартам |
- все кроме маркетинга |
- использование комплекса обобщающих показателей качества (процент продукции высшей категории качества, кол-во изделий со знаком качества, объем потерь от брака и рекламаций, сокращение сроков разработки и освоения новой продукции) - своевременное снятие и замена морально-устаревшей продукции. - формальное отношение к внедрению УКП. |
- Отдел УКП возглавлял начальник ОТК (на многих предприятиях - экономическая незаинтересованность в создании качественной продукции) - ориентация на производителя продукции а не на производителя - недостаточный учет человеческого фактора в УК - отсутствие мотивации, мотивации к обучению. |
ЕСГУКП (Единая система государственного управления качеством продукции) |
1978г, г.Москва. Госстандарт, Госплан СССР. |
- разработка единой гос-ой политики повышения качества и конкурентоспособности продукции. - появление общегосударственных стандартов на УК - система управления качеством на предприятии |
Качество продукции на отдельном предприятии, - качество продукции на уровне отрасли промышленности, - качество на уровне государства |
- соответствие качества продукции лучшим мировым достижениям. - соответствие потребностям населения. |
- все кроме маркетинга |
- организация четкого взаимодействия предприятий, министерств, ведомств, Госстандарта. - внедрение АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) - реализуется широкий круг системы УК.(прогнозирование, планирование, организация) + все достоинства КСУКП - экономное использование ресурсов - создание учреждений по повышению квалификации в области УК. |
- недостатки те же что и у КСУКП |
Включает 3 основных направления научного менеджмента:
1. Нормирование труда
2. Систематический отбор и обучение персонала
3. Материальное стимулирование
Принципы научного менеджмента
1.
2. Научный подход к подбору кадров, их обучению и тренировке.
3. Организация взаимодействия между менеджерами и рабочими
4. Рациональное распределение труда и ответственности
Обязанности менеджера
· Подбор персонала и расстановка на наиболее важные места.
· Должен определить точный порядок, инструменты и механизмы выполнения работы.
· Своевременный контроль действий подчиненных.
· Разработать наиболее оптимальную систему оплаты труда
Недостатки:
· Считал рабочих ленивыми, неспособными самостоятельно понять научный принцип производства.
14 постулатов!!!!!
PDCA – цикл.
Определить соответствие одной из марок углеродистой стали требованиям европейского стандарта.
№п/п |
показатель |
числовое значение показателя качества |
Результат сравнения по шкале отношений |
|
Исследуемая сталь |
Требования стандарта |
|||
1 |
Сигма т, Мпа. Предел прочности |
352,8 |
323,4 |
1,09 |
2 |
Сигма в, Мпа. Предел прочности |
597,8 |
548,8 |
1,09 |
3 |
δ,% относительное удлинение |
16 |
16 |
1,00 |
4 |
Ψ,% Относительное сужение |
40 |
40 |
1,00 |
5 |
KCU Ударная вязкость Дж/м.кв. |
6 |
5 |
1,20 |
6 |
Содержание серы в % не более |
0,04 |
0,04 |
1,00 |
7 |
Содержание фосфора в % не более |
0,036 |
0,04 |
1,11 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.