Эффективное взаимодействие с гиперактивным ребенком: Методические рекомендации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение

3

Понятие «гиперактивный ребенок». Причины появления синдрома гиперактивности

4

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

8

Работа с родителями гиперактивного ребенка

13

Приложение №1. Игры

18

Приложение №2. Рекомендации взрослым по работе с гиперактивными детьми

25

Приложение №3. Критерии выявления гиперактивного ребенка

29

Приложение №4. «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

30

Введение

Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение - это ключ к силе. Зрелым и сильным мы считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь, решать встающие перед ним проблемы.

Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький ребенок по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам. Взрослея, он учится “держать себя в руках”, планировать свое поведение, воздерживаться от поспешных шагов, отвлекающих от серьезной цели.

Однако не каждому удается этому научиться. Иной ребенок, перестав быть милым непоседой, становится в глазах окружающих “неусидчивым”, а то и “несносным”. Ведет он себя неадекватно, учится скверно, и не мудрено, что его жизнь превращается в ад, ибо ни одну проблему он толком решить не в состоянии.

В последние годы психологи отмечают существенное увеличение количества детей, страдающих именно таким поведением. В медицине это называют синдром гиперактивности. Хотя, по мнению доцента кафедры детской неврологии Российского государственного медицинского университета Николая Николаевича Заваденко, “увеличение количества таких детей можно рассматривать как результат улучшения диагностики”. По международным данным, количество таких детей составляет 3, 5 - 7 % от общего числа детей и зависит от популяции.

В предложенных методических рекомендациях педагоги-психологи, воспитатели, учителя, специалисты по социальной работе и родители смогут найти необходимую информацию о понятиях «гиперактивный ребенок» и «гиперактивность», о возможных причинах появления синдрома гиперактивности, а также рекомендации по работе с гиперактивными детьми, признаки, критерии выявления их в группе и игры, в которые предпочтительно играть с такими  детьми. Надеемся, что данное пособие окажется полезным в вашей практической деятельности.

Понятие «гиперактивый ребенок». Причины появления синдрома гиперактивности

Серьезные научные исследования по проблеме гиперактивности начались немногим более четверти века назад. Словно восполняя накопившийся дефицит, специалисты различных отраслей принялись исследовать и обсуждать то, что казалось малозначимым и банальным. Появились специализированные журналы, стали ежегодно проводиться международные научные конференции по гиперактивности. Феномен “плохого поведения” превратился в патологический синдром, который нуждается в адекватной диагностике, лечении и коррекции.

А что же на самом деле стоит за ним?

Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о “буйном нраве” и “дикой резвости” ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания. Само же воспитание многими рассматривалось как привитие ребенку дисциплины: научи сына послушанию и тогда легко научишь его всему остальному. Если желаемого результата достичь не удавалось, такая неудача относилась на счет труднообъяснимых индивидуальных особенностей характера, а также упущений в воспитании, которое, вероятно, было недостаточно строгим.

Переход к массовому школьному обучению заставил внимательнее рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге “Психические аномалии среди учащихся” (в переводе на русский язык книга вышла в 1911 году) среди “психически ненормальных учеников”, наряду с остальными, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли так называемых неустойчивых учеников. Приводимое ими описание настолько узнаваемо, что любой современный практик легко дополнит его конкретными примерами:

“В школах сперва квалифицируют неустойчивых как недисциплинированных. Это банальное название остается за ними до тех пор, пока воспитатель не заметит, что все их поведение имеет болезненное происхождение. Эти ученики не терпят никакого руководительства, так как не могут поспевать за ним. Их физическая подвижность изумительна: они никогда не сидят на одном

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
226 Kb
Скачали:
0