Определение единого квалитета для всех составляющих звеньев производим по формуле:
Такое число единиц допуска соответствует примерно 14 квалитету.
Пусть звено А8 будет являться регулирующим в размерной цепи узла. Регулирующим можно задать любое звено в размерной цепи узла, неответственное по назначению или максимальное по номинальному размеру. Назначаем по 14 квалитету допуски на все составляющие звенья размерной цепи кроме регулирующего звена А8 и звеньев А1, А5, у которых допуск и предельные отклонения уже известны. Предельные отклонения при найденном допуске на составляющие звенья назначаем независимо: как на основе отверстие, как на основной вал или симметрично.
На все звенья, кроме регулирующего, назначаются допуски по 12 квалитету, а предельные отклонения назначаются независимо: как на основное отверстие, какна основной вал или симметрично.
ТА2 = TА3 = 520 мкм; А2 = А3 = 30-0,520 мм
ТА6 = TА7 = TА9 = 300 мкм А6 = А7 = А9 = 6+300
ТА10 = 250 мкм А10 = 3-0,250
ТА4 = 870 мкм А4 = 95+0,870
Определяем допуск регулирующего звена.
Для определения предельных отклонений регулирующего звена необходимо предварительно вычислить координату середины ноля допуска этого звена.
Если регулирующее звено является увеличивающим, то предельные отклонения определяются по формулам:
где, ∆Ар, ∆А∆, ∆Аув, ∆Аум - координата середины поля допуска соответственно регулирующего, замыкающего, увеличивающих и уменьшающих звеньев размерной цепи.
В проектных условиях принимаем коэффициент асимметрии α=0.
В данном случае регулирующее звено А4 является уменьшающим.
∆А8=1000-(150+150)-((-60)+(-260)+(-260)+435+(-60)+150+(-125))=520мкм
Верхнее и нижнее предельные отклонения регулирующего звена определяем по формулам:
ESA8= ∆А8 + = 520 + = 1448 мкм
ЕIА8 = ∆А8 - = 520 – = -408 мкм
тогда имеем А8 = .
Расчет закончен.
Вывод: При расчете размерной цепи методом неполной взаимозаменяемости допуски на размеры составляющих звеньев в 1,6 раза больше чем при расчете методом полной взаимозаменяемости. Теоретико-вероятностный метод расчета позволяет при известном риске (0,27%) получения брака значительно снизить трудоемкость и себестоимость изготовления деталей.
7. Нормирование точности зубчатых колес и передач
Пусть z = 30 и m = 3.
Зубчатые передачи широко применяются как в машинах, так ив приборах. По эксплуатационному назначению их можно разделить на четыре основные группы: отчетные; скоростные; силовые; общего назначения. По рекомендациям табл.5.12 и 5.13 [5] исходя из заданных условий работы, назначаем для всех норм точности вращения (кинематическая точность, плавность работы и контакт зубьев) 8 степень точности. Кроме этого устанавливаем вид сопряжения зубьев передачи С, который гарантирует боковой зазор jn min. Виду сопряжения C соответствует вид допуска Tjn Обозначение степени точности будет иметь вид: 8 – С.
Назначаем комплекс контролируемых параметров и допусков для них. Используя рекомендации ГОСТ 1643-81 и табл. 5.7-5.19 [5] выбираем следующие характеристики:
а) норма кинематической точности:
Fr = 45 мкм - радиальное биение зубчатого венца;
Fvw = 28 мкм - колебание длины общей нормали;
б) норма плавности работы:
fpt ± 20 мкм - отклонение окружного шага;
в) норма контактов зубьев:
суммарное пятно контакта по высоте, не менее 40%,
по длине, не менее 50%
г) норма бокового зазора:
jn min = 87 мкм - значение бокового зазора;
Ewm= 80 мкм - отклонение средней длины общей нормали;
Twm = 80 мкм - допуск на Еwm.
Устанавливаем средства контроля характеристик назначенного контролируемого комплекса. По табл. 5.11 [5] выбираем:
- для Fr - биениемер;
- для Fvw - нормалемер;
- для fpt - стационарный шагомер;
- для суммарного пятна контакта - контрольно- обкатные станки;
- для Evm, -нормалемер.
Список использованной литературы
1. Якушев А.И. и др. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. 6-е изд., перераб. и доп. М: Машиностроение, 1986, 352 с
2. Мягков В.Д. Допуски и посадки: Справ. М.: Машиностроение 1982. ч. 1. 543 с
3. Зябрева Н.Н. и др. Пособие к решению задач по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»:Учебное пособие для вузов. М.: «Высшая школа», 1977. 204 с.
4. Белкин И.М. Допуски и посадки: Учебное пособие для студентов машиностроительных специальностей высших технических заведений. М.: Машиностроение, 1992. 528 с.
5. Мягков В.Д. Допуски и посадки: Справ. Л.: Машиностроение 1983 ч.2. 448 с.
6. Бейзельман Р.Д. и др. Подшипники качения: Справочник - 6-е изд., испр. и доп. М.: Машиностроение, 1975. 574 с.
7. Солонин И.С., Солонин С.И. Расчет сборочных и технологических размерных цепей. М.: Машиностроение, 1980, 110 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.