РЕФЕРАТ
Проблема профилактики тревожности особенно остро стоит в деятельности практических психологов, так как в последние годы количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. Это происходит в результате деформации семейных отношений, социальных изменений в обществе, изменения ценностных ориентаций людей.
Над проблемой тревожности у детей, работали психологи такие как В.М.Астапов, А.И.Захаров, А.М.Прихожан , Е.И.Рогов, Е.Савина, Н.Шанина и многие другие.
Тревожность – это постоянно или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. [27; 601]
Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Это связано с тем, что игра является ведущим видом деятельности, помогает удовлетворять непосредственные интересы и потребности. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом.
Вопросы, связанные с изучением игры рассматривались в отечественной и зарубежной психологии. Сущности, мотивам, структуре и функциям игрового поведения посвящены исследования отечественных психологов:
Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Д. Эльконина и многих других. А также изучению игры посвящены исследования зарубежных психологов: Д.В.Винниконт, М.Кляйн, З.Фрейд, Э.Эриксона. Исследователи рассматривают игру, как эволюционно и исторически сложившийся вид специфической деятельности человека, которая особенно ярко проявляется в детском возрасте.
Для реализации игры необходим предмет, которым выступает игрушка. Игрушка должна отвечать основным потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях и действиях. К таким игрушкам можно отнести русские народные игрушки, так как помимо приобщения к национальной культуре русская народная игрушка несет смысловую нагрузку. Ее можно использовать в психологической практике по решению эмоциональных проблем ребенка-дошкольника, так как еще издревле она использовалась как способ успокоения ребенка.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка коррекционно-профилактической программы, направленной на профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народная игрушка, как метод профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: предположим, что использование народной игрушки в профилактической работе помогает снизить ситуативную тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и использования народной игрушки как метода профилактики тревожности у детей;
2. Экспериментально изучить особенности тревожности детей в целях выявления возможности ее профилактики с использованием народной игрушки;
3. Разработать и апробировать коррекционно-профилактическую программу, направленную на профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендаций для родителей, педагогов и психологов при работе с тревожными детьми.
Методы исследования: обзорно-теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседы, психологическое тестирование, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 40 детей. Экспериментальная группа: 20 детей (10 девочек и 10 мальчиков) с завышенным уровнем тревожности в возрасте 5 – 6 лет. Контрольная группа: 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек) с нормальным уровнем тревожности, в возрасте 5 – 6 лет.
Психодиагностический инструментарий:
1.Методика «Страхи в домиках»А.И.Захаров;
2.Методика «Шкала тревожности ребенка» А.М.Прихожан;
3.«Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методы математической обработки:
1. t – Критерий Стьюдента;
2. Т – Критерий Вилкоксона;
3. z – Критерий;
4. Описательная статистика.
Научная новизна работы связана с рассмотрением проблемы использования народной игрушки в работе с тревожными детьми. Собран большой объем теоретического материала по данной проблеме. А также разработана коррекционно-профилактическая программа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.