Обзор методик диагностики интеллекта. Тест умственных способностей. Методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Обзор методик диагностики интеллекта

Часть II

          5. Тест умственных способностей (ТУС): Л.Терстоун в результате тщательного математического анализа данных интеллектуальных тестов пришел к выводу, что интеллект по своей природе неоднороден и включает в себя ряд первичных факторов, которые детерминируют разные группы умственных операций: понимание слов, беглость речи, легкость оперирования игровым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивное мышление. Одним из популярнейших в Европе тестов, разработанных в русле мультифакторной теории интеллекта является тест структуры интеллекта немецкого психолога Р.Амтхауэра, в котором интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности. Эта подструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р.Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта: вербальнный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический. На их диагностику направлены 9 субтестов методики. Последняя версия теста Амтхауэра предназначена для возраста 13-65 лет  для профессионального и педагогического консультирования.

Психодиагностическая методика ТУС является адаптацией на русскоязычной выборке теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в его чешской модификации. Методика прошла проверки на валидность и надежность на выборке из школьников, студентов и лиц с высшим образованием.

Методика ТУС состоит из 9 субтестов, включающих задания, направленные на измерение разных аспектов умственной деятельности человека:

Субтест 1 – осведомленность (ОС)

Субтест 2 – исключение лишнего (ИЛ)

Субтест 3 – поиск аналогий (ПА)

Субтест 4 – определение общего (ОО)

Субтест 5 – арифметический (АР)

Субтест 6 – определение закономерностей (ОЗ)

Субтест 7 – геометрическое сложение (ГС)

Субтест 8 – пространственное воображение (ПВ)

Субтест 9 – запоминание (З)

Все субтесты содержат по 20 заданий (исключение – четвертый, содержащий 16); общее количество заданий теста – 176. Перед каждым субтестом в тестовой тетради подробная инструкция испытуемому по выполнению субтеста с примерами решения заданий данной группы. Среднее время проведения теста 80-90 минут. Возможно индивидуальное и групповое тестирование. В последнем случае группа не должна превышать 10-15 человек, каждый испытуемый должен сидеть за отдельным столом, с каждым субтестом все испытуемые должны начинать работу одновременно, в ходе исследования испытуемые не должны листать тестовую тетрадь.

Стандартизация теста: чешская стандартизация теста Амтхауэра показала, что в возрастном диапазоне от 16 лет и старше значительных различий в результатах выполнения теста не наблюдается. Опираясь на эти данные были разработаны нормы отдельно для мужской и женской выборок для двух возрастных групп 14-15 лет и 16 лет и старше.

Нормы рассчитаны как для каждого субтетса, так и для итогового балла

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
211 Kb
Скачали:
0