Обзор методик диагностики интеллекта
Часть I
1. Методика исследования интеллекта для взрослых Д.Векслера (WAIS): создавая методику WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) исходил из понимания интеллекта как комплексной глобальной способности индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.
В создании методики Д.Векслер исходил из следующих соображений:
1. Задания теста должны соответствовать возрасту, быть интересными, пробуждая мотивацию испытуемых к выполнению теста “…прося демобилизованного сержанта придумать предложение со словами “мальчик, река, мяч”, не следует надеяться, что это вызовет у него интерес и уважение к экспериментатору”.
2. В тестах интеллекта слишком большой аспект делается на скоростных показателях, что заведомо ставит пожилых испытуемых в невыгодные условия; ряд заданий не должен иметь ограничений по времени или их нормы должны быть откорректированы с учетом возраста.
3. Необходимо уравновестиь в структуре теста вербально-логические и перцептивно-деятельностные задания.
Методика WAIS состоит из 11 субтестов:
1. Осведомленность: испытуемый должен продемонстрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни. Диагностирует направленность и широту интересов, степень развития основных интеллектуальных функций (память и мышление). Успешность выполнения напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры и профессиональной деятельности, общей интеллигентности, является прогностичной относительно вербального и общего интеллекта.
Время прохождения субтеста не ограничено, поскольку обращение к долговременной памяти требует определенного времени и спокойной сосредоточенности, поэтому важно, что бы испытуемого не торопили. Поскольку это первый субтест, то экспериментатору необходимо при его выполнении вступить в контакт с испытуемым, наладить взаимопонимание, перейти на более глубокий уровень общения; необходимо, что бы испытуемый с самого начала чувствовал благожелательность и заинтересованность экспериментатора, его способность быть тактичным и терпеливым.
2. Понятливость: требует от испытуемого понимания некоторых общественных закономерностей и правил социального поведения. Направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, где взаимодействуют интеллектуальные и эмоциональные факторы. Здесь находит свое выражение актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений.
Субтест в наибольшей степени отражает различия в американской и отечественной выборке: национальное сознание равнодушно или неодобрительно относится к инструментальным “обывательским добродетелям” и навыкам – тщательности, пунктуальности, бережливости. В результате смысл конкретной социальной ситуации может быть понят адекватно, но ответ дается демонстративно-небрежный или с оттенком антисоциальности. Некоторые экспериментаторы предлагают отвечать на вопросы так, как если бы испытуемый объяснял это ребенку, но в данном случае это может вносить неучтенные переменные.
3. Арифметический: предлагает решение арифметических задач нарастающей степени сложности. Требует высокой концентрированности произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Успешность выполнения в значительной мере зависит от образования и вида трудовой деятельности. Результаты тестирования с возрастом сильно ухудшаются.
Важно произносить вопросы ясно, отчетливо и медленно, поскольку критическое значение имеет поймет ли испытуемый вопрос с первого раза.
4. Сходство: требуется назвать существенные признаки сходства пар понятий. Направлен на выявление способности к логическому обобщению и степени развития этой способности, фактически это упрощенный вариант методики сравнение понятий. Требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию, развитого понятийного мышления. Оценки по субтесту информативны в отношении вербального и невербального интеллекта.
Часто испытуемым не совсем понятно что нужно назвать: понятие, которое их объединяет или что между ними общего; в этом случае отвечать следует уклончиво: “может быть, наверно можно и так сформулировать, так что же между ними общего?”.
5. Повторение цифр: испытуемый запоминает предложенные ему последовательности цифр и должен воспроизвести их в прямом или обратном порядке. Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания, является классическим тестом на определение объема памяти. По сравнению с другими субтестами наиболее слабо коррелирует с общим IQ, хотя по мнению Векслера неспособность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии. С возрастом результаты изменяются несущественно.
Важна тишина и форма предъявления стимульного материала: интонация, темп и ритм речи при назывании цифр, поскольку испытуемым гораздо легче воспроизвести последовательность цифр, если они интонационно объединены в пары, тройки или предъявляются в каком-то определенном ритме интонационных ударений.
6. Словарный: задача – объяснить смысл ряда слов (дать им определение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.