Использование личностного опросника Кэттэлла 16-PF в психодиагностике

Страницы работы

Содержание работы

Использование личностного опросника Кэттэлла 16-PF в психодиагностике (НПЦ Психодиагностика, Ярославль).

Ознакомление с тестом 17-ЛФО(опросник шестнадцати личностных факторов)

( , )

Введение

Тест 16 Personality Factor Questionnaire – 16-PF (в отечественной адаптации носящий название "16-личностно-факторный опросник Кэттелла – 16-ЛФО) был предложен профессором Иллинойского университета, США Raymond Bernard Cattell (1905–1998) и впервые опубликован в 1950 г. Иногда он носит название 17-ЛФО, о чём будет сказано ниже. В СССР, а позже и в РФ опросник нашёл самое широкое применение. Его несомненные достоинства – компактность, многофункциональность, простота, комплексный подход – позволяли решать широкий спектр как научно-исследовательских, так и прикладных задач. Практиков как всегда радовали возможности, несмотря на достаточно серьёзную и обоснованную критику исследователей. Необходимо отметить тот факт, что адаптация 16-ЛФО по сей день не завершена (Л.Ф. Бурлачук, 2000, А.Г. Шмелёв, 2002). Тем не менее, обширные публикации, не всегда отличающиеся качеством, привели к некорректному использованию методики. Относительная простота и популярность теста заставили дельцов от психологии ещё более упрощать процедуру обследования, особенно раздел интерпретации. Попробуем же отделить "зёрна от плевел" и рассмотрим хотя бы в общих чертах возможности и ограничения методики.

Краткий экскурс в историю ЛФО. Основные модификации ЛФО

Используя сложные многочисленные процедуры многомерного анализа, Р.Б. Кэттелл пытался систематизировать слова и термины английского языка, обозначающие черты личности и особенности поведения. В результате этой работы он получил 16-19 факторов, всесторонне описывающих личность человека, с использованием практически всех семантических и лингвистических возможностей английского языка. Напомню, что фактор можно определить как группу признаков, тесно коррелирующих между собой и не коррелирующих с другими признаками. Каждый фактор представляет собой некую ось, на которой выделяются 2 полюса (условно положительный и условно отрицательный), между которыми расположено какое-то количество градаций, описывающих межличностные различия по степени выраженности данного свойства.

Данные для дальнейшей факторизации были получены различными способами. Кэттелл использовал информацию, полученную двумя основными способами: L-данные (Life record data) и Q-данные (Questionnaire Data). Первые включали регистрацию поведения испытуемых в повседневной жизни и экспертные оценки. Вторые были получены при помощи опросников и стандартизированных самоотчётов. Позже Р. Кэттелл пытался включить в структуру личностных черт также T-данные (Objective Test Data), т.е. данные объективных тестов, индифферентных к тем причинам, которые снижают достоверность L и Q данных.

Полученные факторы были обозначены заглавными буквами английского алфавита, причём буква "Q" использовалась для обозначения только тех факторов, которые были получены факторизацией Q-данных и не встречались в L-данных. Ряд факторов оказался универсальным для всех возрастов, другие были специфичными только для детской или подростковой выборок. Так фактор D (возбудимость-флегматичность) встречается только в детском варианте опросника, а фактор J (коэстения-зеппия) – только в подростковом. Этим же объясняется "пропуск" некоторых букв английского алфавита в шкалах теста. Некоторые факторы, несмотря на самостоятельность и ортогональность, настолько внутренне неоднородны, что исключены из списка (например, фактор К). Интересно, что Кэттелл не обнаружил существенных гендерных различий факторной структуры.

В настоящее время описание фактора включает в себя: 1) буквенное обозначение; 2) "бытовые" названия полюсов – общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов; 3) "технические" названия – ориентированы на профессионалов и содержат научно установленные значения факторов; 3) список наиболее значимых характеристик в L и Q-данных для каждого из полюсов; 4) подробное описание, интерпретация фактора и комментарии. Все эти атрибуты фактора в несколько усечённом варианте вы найдёте в разделе интерпретации результатов.

Следует отметить, что полученные факторы Кэттелл назвал конституционными, поскольку они описывают устойчивые личностные черты, а не динамические образования (мотивы, потребности, интересы, ценности и т.п.)

В СССР и РФ наиболее известны 4 "прямые" адаптации исходной методики:

Похожие материалы

Информация о работе