Использование личностного опросника Кэттэлла 16-PF в психодиагностике, страница 2

1.  Собственно ЛФО (В НПЦ Психодиагностика Ярославль, данная версия выходит под названием “Личностный опросник Кэттэлла 16-PF”) во взрослом варианте имеет 2 параллельные формы, А и В, равноценных по диагностическим возможностям, но различающиеся по вопросам. Две формы нужны для исключения привыкания испытуемых к вопросам теста при необходимости повторных обследований. Оба варианта включают по 187 пунктов, предназначенных для выявления 16 личностных характеристик взрослого человека (16-70 лет). Каждый из вопросов содержит 3 варианта ответов, 2 из которых ("а" и "с") противоположны по смыслу, а вариант "b" соответствует неопределённому или промежуточному ответу. Для интеллектуального фактора В из 3-х вариантов ответа один правильный, 2 – ложных. На основе отбора по критерию были сформированы также 2 шкалы валидности – MD и FB. Первая описывает тенденцию к искажению ответов в лучшую для себя сторону и сокрытие негативной информации о себе, что по содержанию соответствует шкалам L и K профиля MMPI. Вторая контрольная шкала диагностирует тенденцию к приписыванию себе отрицательных черт и утяжелению своего нервно-психического состояния (аггравация), что соответствует шкале F профиля MMPI.

2.  17-ЛФО-С – сокращённая форма С теста. Этот вариант содержит 105 вопросов, описывающих 16 личностных факторов взрослых людей. 17-й фактор (который не входит в число личностных факторов) – это контрольная шкала MD, которая в данном случае представлена самостоятельными вопросами, близкими по формулировкам вопросам шкалы "лжи" теста Г. Айзенка или теста мотивации одобрения Марлоу-Крауна. Основное назначение сокращённого варианта (формы С) – пилотажные, установочные и массовые обследования, тогда как формы А и В применяются в основном для индивидуального тестирования. В России адаптирована только одна версия, хотя Р. Кэттеллом созданы 2 параллельные формы – C и D, предназначенные для лиц с более низким уровнем образования.

3.  HSPQ (High-school Students' Personality Questionnaire). Этот вариант предназначен для диагностики подростков в возрасте 12-16 лет. Тест имеет одну форму и содержит 142 вопроса, представляющих 14 личностных факторов, характерных для данного возрастного периода.

4.  CPQ (Children'sPersonalityQuestionnaire) – детский вариант теста, предназначенный для диагностики детей 8-12 лет и выявляющий 12 личностных факторов, выделенных Р. Кэттеллом для детей этого возраста. Тест имеет 2 параллельные формы для мальчиков и девочек, каждая по 60 вопросов. Каждый вопрос имеет по 2 варианта ответа; вопросы интеллектуального фактора В – 3 варианта ответа.

5.  Различные частные модификации, включающие в себя вопросы, взятые из основных форм теста Кэттелла, предназначенные для решения более узких задач. Как правило, они охватывают не полный список личностных факторов, а их выборку. Такова, например, "Методика оценки адаптивных способностей" (МОАС) И.В. Соловьёва, состоящая из 55 вопросов, представляющих 7 основных факторов (A, C, H, L, M, O, Q4), один контрольный (MD) и один дополнительный, служебный (S). Методика предназначена для экспресс-оценки и описания способов адаптации военнослужащих.

6.  16-РФ (16RF) – "16 Русскоязычных Факторов" – полностью отечественный вариант факторного опросника. В процессе адаптации и ревалидизации оригинальной методики 16PF, проводившейся в МГУ под руководством А.Г. Шмелёва, исследователи пришли к выводу о невозможности получения идентичных факторов на отечественных популяциях. В результате был создан оригинальный личностно-факторный тест, построенный на семантических особенностях русского языка, отечественном менталитете и культурных стереотипах. Тест имеет 2 параллельные формы – А (240 вопросов) и Б (300). По коммерческим причинам они не опубликованы; обследование и обратная связь доступны в Интернете по адресу http://www.ht.ru.

Сферы применения ЛФО.