Творческий подход к организации деятельности ребенка для снижения беспокойства;
- Отзываться на призыв ребенка к взаимному общению;
- Развитие эмоционального диалога с тревожным ребенком через игры, совместную деятельность, наблюдение, занятия.
3. Рекомендации родителям:
- Слушать ребенка и наблюдать за ним, стараясь почувствовать, что чувствует ребенок в тревожной для него ситуации;
- Необходимо успокаивать ребенка и разговаривать с ним о тревожащих его чувствах, выражать сочувствие по этому поводу;
- Общение с ребенком должно быть непосредственным и открытым;
- Прояснение тревожной ситуации начинать с выслушивания ребенка;
- Делиться с ребенком своими переживаниями;
- Высказывания должны носить Я-сообщения;
- Отказаться от критики, выговоров, обвинений;
- Проработать таблицу самостоятельно, а затем обсудить ее с психологом:
Тревожащая ребенка ситуация, его поведение и слова |
Чувства ребенка |
Ваш ответ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Проблемой тревожности у детей занимались В.М.Астапов, А.И.Захаров, А.М.Прихожан, Е.И Рогов, Е.Савина, Н.Шанина, которые считали, что тревожность – это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Различают также 2 вида тревожности: личностную и ситуативную. Ситуативная тревожность – это тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Для профилактики тревожности можно использовать игрушки. Игрушки – это специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей. Именно с помощью игровой деятельности можно решить большинство проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. Этой точки зрения придерживались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Эльконин, Д.В.Винниконт, М.Кляйн, Э.Эриксон.
В результате экспериментального исследования проблемы мы пришли к следующим выводам:
1. Обоснованность подбора и применения нами методов психодиагностического исследования у детей старшего дошкольного возраста базировалась на желании получить наиболее полную информацию об особенностях детей экспериментальной и контрольной групп. При подборе методов психодиагностического исследования нами использовались методы с достаточной валидностью и надежностью, с учетом психологических особенностей дошкольного возраста.
2. В ходе экспериментального исследования были выявлены различия по показателям тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп. Выявленные различия заключаются в преобладании высоких показателей тревожности у детей экспериментальной группы.
3. Построение коррекционно-профилактической программы базировалось на результатах, полученных в экспериментальном исследовании. Разработанная нами программа включала в себя элементы сказкотерапии, игротерапии и куклотерапии. Цель программы – профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью народной игрушки. Составленная нами коррекционно-профилактическая программа состояла из 8 занятий.
4. Разработанная нами коррекционно-профилактическая программа способствовала снижению высоких показателей тревожности у детей экспериментальной группы, что подтверждено с помощью математической статистики, а, следовательно, явилась эффективной. Положительная динамика заключалась в переходе высоких показателей тревожности в средние, а также в снижении страхов у детей.
Таким образом, в ходе проведения исследования показателей тревожности у детей старшего дошкольного возраста в динамике нам удалось подтвердить гипотезу. Следовательно, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Абрамян Л. А. О возможностях игры и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игры и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. – Таллинн, 1984. – с. 34-37.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова – М.: «Просвещение», 1967.
3. Астапов В.М. Тревожность детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) – М.: «Просвещение», 1968.
5. Бойко С. Очерки по истории игрушки // Домашнее воспитание. – 2001. - № 1. – С. 52-55.
6. Бойко С. Игрушки во все времена: археологические раскопки // Домашнее воспитание. – 2001. - № 4. – С. 55-59.
7. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
8. Бурлачук Л. Ф., Савченко Е. П. Психодиагностика. – Киев, «А.Л.Д.», 1995.
9. Винникот Д.В. Разговор с родителями. – М.: 1995.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: Хрестоматия. СПб.: 2001. С. 68-75
11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
12. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.
13. Забрамная С. Д. Знаете ли вы нас? Хотите ли помочь нам? // Материалы для практической
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.