Разработка коррекционно-профилактической программы, направленной на профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Творческий подход к организации деятельности ребенка для снижения   беспокойства;

- Отзываться на призыв ребенка к взаимному общению;

- Развитие эмоционального диалога с тревожным ребенком через игры, совместную деятельность, наблюдение, занятия.

3. Рекомендации родителям:

- Слушать ребенка и наблюдать за ним, стараясь почувствовать, что чувствует ребенок в тревожной для него ситуации;

-  Необходимо успокаивать ребенка и разговаривать с ним о тревожащих его чувствах, выражать сочувствие по этому поводу;

-  Общение с ребенком должно быть непосредственным и открытым;

- Прояснение тревожной ситуации начинать с выслушивания ребенка;

- Делиться с ребенком своими переживаниями;

- Высказывания должны носить Я-сообщения;

- Отказаться от критики, выговоров, обвинений;

- Проработать таблицу самостоятельно, а затем обсудить ее с психологом:

Тревожащая ребенка  ситуация,  его поведение и слова

Чувства ребенка

Ваш ответ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Проблемой тревожности у детей занимались В.М.Астапов, А.И.Захаров,  А.М.Прихожан,  Е.И Рогов,  Е.Савина, Н.Шанина, которые считали, что тревожность – это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Различают также 2 вида тревожности: личностную и ситуативную. Ситуативная тревожность – это тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Для профилактики тревожности можно использовать игрушки. Игрушки – это специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей. Именно с помощью игровой деятельности можно решить большинство проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. Этой точки зрения придерживались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Эльконин, Д.В.Винниконт, М.Кляйн, Э.Эриксон.

В результате экспериментального исследования проблемы мы пришли к следующим выводам:

1.  Обоснованность подбора и применения нами методов психодиагностического исследования у детей старшего дошкольного возраста базировалась на желании получить наиболее полную информацию об особенностях детей экспериментальной и контрольной групп. При подборе методов психодиагностического исследования нами использовались методы с достаточной валидностью и надежностью,  с учетом психологических особенностей дошкольного возраста.

2.  В ходе экспериментального исследования были выявлены различия по показателям тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп. Выявленные различия заключаются в преобладании высоких показателей тревожности у детей экспериментальной группы.

3.  Построение коррекционно-профилактической программы базировалось на результатах, полученных в экспериментальном исследовании. Разработанная нами программа включала в себя элементы сказкотерапии, игротерапии и куклотерапии. Цель программы – профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью народной игрушки. Составленная нами  коррекционно-профилактическая программа  состояла из 8 занятий.

4.  Разработанная нами коррекционно-профилактическая программа способствовала снижению высоких показателей тревожности у детей экспериментальной группы, что подтверждено с помощью математической статистики, а, следовательно, явилась эффективной. Положительная динамика заключалась в переходе высоких показателей тревожности в средние, а также в снижении страхов у детей. 

Таким образом, в ходе проведения исследования показателей тревожности у детей старшего дошкольного возраста в динамике нам удалось  подтвердить  гипотезу. Следовательно, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.  Абрамян Л. А. О возможностях игры и коррекции социальных эмоций   дошкольников // Игры и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. – Таллинн, 1984. – с. 34-37.

2.  Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова – М.: «Просвещение», 1967.

3.  Астапов В.М. Тревожность детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

4.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) – М.: «Просвещение», 1968.

5.  Бойко С. Очерки по истории игрушки // Домашнее воспитание. – 2001. - № 1. – С. 52-55.

6.  Бойко С. Игрушки во все времена: археологические раскопки // Домашнее воспитание. – 2001. - № 4. – С. 55-59.

7.  Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

8.  Бурлачук Л. Ф., Савченко Е. П. Психодиагностика. – Киев, «А.Л.Д.», 1995.

9.  Винникот Д.В. Разговор с родителями. – М.: 1995.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: Хрестоматия. СПб.: 2001. С. 68-75

11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

12. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.

13. Забрамная С. Д. Знаете ли вы нас? Хотите ли помочь нам?  // Материалы для практической

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0