Народная игрушка, как метод профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

РЕФЕРАТ

Проблема профилактики тревожности особенно остро стоит в деятельности практических психологов, так как в последние годы  количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. Это происходит в результате деформации семейных отношений, социальных изменений в обществе, изменения ценностных ориентаций людей.

Над проблемой тревожности у детей, работали психологи такие как  В.М.Астапов, А.И.Захаров, А.М.Прихожан , Е.И.Рогов,  Е.Савина, Н.Шанина и многие другие.

Тревожность – это постоянно или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. [27; 601]

Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Это связано с тем, что игра является ведущим видом деятельности,  помогает удовлетворять  непосредственные интересы и потребности. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом.

Вопросы, связанные с изучением игры  рассматривались в отечественной и зарубежной психологии. Сущности, мотивам, структуре и функциям    игрового поведения посвящены  исследования  отечественных  психологов:

Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Д. Эльконина и многих других. А также изучению игры посвящены исследования зарубежных психологов: Д.В.Винниконт, М.Кляйн, З.Фрейд,  Э.Эриксона. Исследователи рассматривают игру, как эволюционно и исторически сложившийся вид специфической деятельности человека, которая особенно ярко проявляется в детском возрасте.

Для реализации игры необходим предмет, которым  выступает игрушка. Игрушка должна отвечать основным потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях и действиях. К таким игрушкам можно отнести русские народные игрушки, так как помимо приобщения к национальной культуре русская народная игрушка несет смысловую нагрузку. Ее можно использовать в психологической практике по решению эмоциональных проблем ребенка-дошкольника, так как еще издревле она использовалась как способ успокоения ребенка.

Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка коррекционно-профилактической программы, направленной на  профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народная игрушка, как метод профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: предположим, что использование народной игрушки в профилактической работе помогает снизить ситуативную тревожность у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:                

1.  Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и использования народной игрушки как метода профилактики тревожности у детей;

2.  Экспериментально изучить особенности тревожности детей в целях выявления возможности ее профилактики с использованием народной игрушки;

3.  Разработать и апробировать коррекционно-профилактическую программу, направленную на профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

4.  Разработать рекомендаций для родителей, педагогов и психологов при работе с тревожными детьми.

Методы исследования: обзорно-теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседы, психологическое тестирование, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.

В исследовании принимали участие 40 детей. Экспериментальная группа: 20 детей (10 девочек и 10 мальчиков) с завышенным уровнем тревожности в возрасте  5 – 6 лет. Контрольная группа: 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек) с нормальным уровнем тревожности, в возрасте 5 – 6 лет.

Психодиагностический инструментарий:

1.Методика «Страхи в домиках»А.И.Захаров;

2.Методика «Шкала тревожности ребенка» А.М.Прихожан;

3.«Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методы математической обработки:

1.  t – Критерий Стьюдента;

2.  Т – Критерий Вилкоксона;

3.  z – Критерий;

4.  Описательная статистика.

Научная новизна работы связана с рассмотрением проблемы использования народной игрушки в работе с тревожными детьми. Собран большой объем теоретического материала по данной проблеме. А также разработана коррекционно-профилактическая программа

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
635 Kb
Скачали:
0