Рабочая программа дисциплины «Научно-исследовательская работа студентов», страница 2

Таблица 2

2.  Тематический план факультативных занятий по дисциплине

«Научно-исследовательская работа студентов» (факультатив)

Наименование раздела (и темы) дисциплины

Специальность-  физическая культура

Количество аудиторных часов (практических)

Курс

III

IV

V

1.

Овладение умениями разработки методологического аппарата исследований

4

2

2

2.

Педагогические эксперименты и наблюдение; их организация и проведение в реальных условиях

4

4

2

3.

Овладение знаниями и умениями планирования проведения исследований в сфере физического воспитания

4

4

2

4.

Формирование навыков использования инструментальных методик в исследованиях по физической культуре

4

6

6

5.

Методики оценки физического развития: овладение и применение в конкретных исследованиях

4

6

6

6.

Педагогические методики оценки физической подготовленности: овладение и применение в конкретных исследованиях

4

6

6

7.

Социологические методы: овладение и применение в сфере физического воспитания

2

6

6

8.

Овладение математико-статистической обработкой результатов эксперимента

2

6

6

9.

Обучение пользованием компьютерными программами при проведении исследований по физической культуре

2

4

2

10

Овладение основными практическими умениями подготовки тезисов, статей, курсовых и выпускных работ, докладов

4

2

4

Всего

34

50

42

3. Содержание курса факультатива

Третий курс

Раздел I. Овладение умениями разработки методологического аппарата исследований

Закрепление знаний об основных методологических категориях: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза. Приобретение практических умений их определения и формирования.

Раздел II. Педагогические эксперименты и наблюдение; их организация и проведение в реальных условиях

Закрепление знаний о видах педагогических экспериментов:

—  констатирующих;

—  лабораторных, модельных;

—  абсолютных и сравнительных.

Закрепление знаний о наблюдениях. Организация и проведение на практике наблюдений с выделением различных «единиц» наблюдения.

Раздел III. Овладение знаниями и умениями планирования проведения исследований в сфере физического воспитания

Закрепление студентами знаний в области определения этапов исследования. Составление плана разработки и описания каждого этапа: сроки проведения этапа; основная задача исследования на этапе; перечень основных исследовательских действий; общая характеристика сложности, места в исследовании; связь с последующим этапом. Дедуктивный и индуктивный подход построения этапов исследования.

Источники исследовательской деятельности: письменные, предметные, теоретические, практические; библиография.

Закрепление студентами знаний в области методов исследования. Система методов исследования. Классы методов. Класс методов получения и сбора научно значимой информации (теоретические, практические; оперативные, научные: простые, сложные, комплексные). Класс методов обработки этой информации (количественные и качественные или содержательные).

Раздел IV. Формирование навыков использования инструментальных методик в исследованиях по физической культуре

Инструментальные методики, их роль в исследованиях в сфере физической культуры. Совершенствование навыков пользования исследовательским инструментарием: ростомером, становым динамометром, медицинскими весами, калипером, манометром Рива-Роччи, электрокардиографом, спирометром, спирографом, динамометром, велоэргометром.

Проведение апробации инструментальных методик в практике лабораторных исследований.

Раздел V. Методики оценки физического развития: овладение и применение в конкретных исследованиях

Овладение проведения антропометрических измерений: рост (длина) тела стоя, рост сидя, обхват грудной клетки, обхват талии, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц кисти (динамометрия).

Овладение навыками оценивания уровня физического развития с помощью антропометрических индексов: ростовой; весо-ростовой; жизненный; силовой; пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки; пропорциональности грудной клетки, показатель крепости телосложения.

Овладение знаниями и умениями проведени функциональных проб: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление, ортостатическая проба, клиностатическая проба, проба Штанге, проба Генчи, проверка и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы по тесту Руфье, оценка напряженности функций организма при проведении 12-минутного теста К. Купера, определение PWC170 и максимального потребления кислорода (МПК).

Раздел VI. Педагогические методики оценки физической подготовленности: овладение и применение в конкретных исследованиях

Закрепление знаний об основных тестовых методиках для оценки состояния физической подготовленности; овладение практическими умениями проведения тестовых методик для оценивания:

 - быстроты;

 - выносливости;

 - гибкости;

 - силы;

 - скоростной выносливости;

 - координации.

Проведение студентами тестирования состояния физической подготовленности в образовательных учреждениях (на экспериментальных площадках кафедры).

Раздел VII. Социологические методы: овладение и применение в сфере физического воспитания

Закрепление знаний о социологических методах исследования.

Овладение умениями составления плана ведения беседы и составления анкеты.

Овладение умениями проведения анкетирования и беседы в конкретных исследованиях.