УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ В МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИ
Содержание
Технология модульного обучения на уроках русского языка
1. Уроки русского языка в 11 классе в модульной технологии:
Орфография
1. Чередующиеся гласные в корне слова.
2. Правописание гласных и согласных в приставках.
3.Правописание суффиксов причастий.
4. Н и НН во всех частях речи.
5. Правописание НЕ и НИ .
6. Слитное и раздельное написание.
7.Правописание сложных слов. Дефис в разных частях речи.
Синтаксис и пунктуация.
1. Двусоставные и односоставные предложения
2. Типы сказуемого .Тире между подлежащим и сказуемым.
3. Однородные члены предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания.
4. Обособленные согласованные определения, выраженные именами прилагательными и причастиями (одиночные и распространенные)
5.Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
6. Уточняющие члены предложения.
7.Знаки препинания при обращениях
8.Вводные слова и вставные конструкции.
9.Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП)
11. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными .
12.Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении (БСП)
13. Запятая в синтаксических конструкциях с союзом «как»
14 Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой, косвенной речи и при цитировании.
15.. Тире в простом и сложном бессоюзном предложениях.
16 Итоговое сочинение-рассуждение в 11 классе.
Приложение. Приемы технологии критического мышления через чтение и письмо, используемые при создании уроков в модульной технологии.
2. Литература
Орфография
Правописание суффиксов причастий .
Технологическая карта
Образовательные цели:
Учащиеся должны знать:
Значение терминов: действительные и страдательные причастия ,определяемое слово, причастный оборот, обособленное согласованное определение ,отымённые прилагательные.
уметь: делать морфологический разбор причастия,
образовывать от глаголов причастия,
производить морфемный анализ причастий,
грамотно писать орфограммы в причастиях и отглагольных прилагательных,
отличать краткие причастия от кратких прилагательных,
ставить знаки препинания при обособленных определениях.
УЭ |
Дидактический материал |
Руководство по освоению учебного материала |
Контроль |
|
УЭ-0 2мин. |
Цель: изучить цели урока , определить самую трудную. |
полилог |
||
УЭ-1 8мин |
Цель: проверить знания морфологических признаков причастия, правописание причастий и отглагольных прилагательных. |
Проверить словарный диктант в конце урока. Диалог Причастный оборот – 1 балл Морфемный анализ без ошибок 1 балл |
||
1.Упражнение( словарный диктант) Стел.щийся туман ,дремл.щая река, та .щие облака,стро.щееся здание, бор.щийся за жизнь.та.вший снег.раскле.вший объявление, поддержива.мый учёными,отправлен.ое письмо,собран.ый портфель,работа (не)сдела.а, (не)пойман.ая рыба(не)выполнен.ое задание,,сила, (не)знающая цели; утрамбован.ая дорога, квашен.ая капуста, желан.ый гость, гружён ая кирпичом баржа. 2.Упражнение ..Глазами отца я видел раскрывавшийся передо мною величественный мир родной природы.(М.Пришвин) |
1 Выполните упражнение 1)Вставьте орфограммы 2 .Выполните упражнение Прочитайте высказывание М .Пришвина. 1).Выпишите причастный оборот с определяемым словом. 2)Сделайте морфологический разбор причастия. § 50( образец разбора) 3).Произведите морфемный анализ причастия. 4.).Ответьте устно: почему не обособляется распространённое определение в данном предложении? |
|||
УЭ-2 10 мин. Наст вр |
Цель: повторить образование причастий |
Прошедшее время Работа в паре Диалог Взаимопроверка Причастия образовали без ошибок 1 балл |
||
1.§ 50 «Образование причастий» 2.Таблица ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ от гл.1 спр . –УЩ- -ЮЩ- болеЮТ –болеЮЩий пишУТ - пишУЩий от гл. 2 спр. –АЩ- -ЯЩ- смотрЯТ – смотрЯЩий дышАТ –дышАЩий ______________________-От гл. 1 спр - -ЕМ(ОМ) решаЕт - решаЕМый от гл. 2 спр. – - ИМвидИт - видИМый _______________________СТРАДАТЕЛЬНЫЕ_ 4. Таблица глагол дейст пр. страд. пр Прошед.времени Ненавидеть Прочитать Обидеть Нести Прекратить Построить – Бороться - |
1.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 1) Прочитайте § 50» Образование причастий». 2. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Изучите таблицу:» Образование причастий» ПРИЧАСТИЯ -ВШ- клеИть клеИвший ненавидЕть –ненавидЕвший -Ш- нёсший _______________________________ От глаголов неопр.формы ≥- -ЕННвыстроИть – выстроЕННый От глаголов на –АТЬ, -ЯТЬ ≥ -ННсломАТЬ – сломаННый посеЯТЬ – посеяННый ________________________________ПРИЧАСТИЯ ---------------------------------------3.Перескажите друг другу содержание таблицы.( используйте § 50) ( начинайте так: 1) действит причастия наст. вр образуются…. 2) Страдат. причастия настоящ .вр….. 3) Действпричастия прош. вр….. 4) Страд. прич. прошедшего вр…… .4.РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ 1) Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия прошедшего времени Важно: в причастиях, образованных от глаголов на - АТЬ , - ЯТЬ, перед _-НН- сохраняются суффиксы –А-, -Я 2) Почему не от всех глаголов можно образовать страдательные причастия прошедшего времени.? |
|||
УЭ-3 8 мин |
Цель: правописание суффиксов причастий |
Диалог Морфемный анализ без ошибок 1 балл |
||
1.§ 51(1-4) 4. Упражнение 265, 266 4. Услышанный, увиденный лелеявший. |
1РАБОТА С УЧЕБНИКОМ § 51«Правописание суффиксов причастий» ( 1- 4 пункты) 1)прочитайте параграф, 2)ещё раз изучите таблицу из УЭ- 3.Подготовьте устный рассказ « правописание причастий». 4.Выполните упр.265, 266( по 10 глаголов) 5Сделайте морфемный анализ слов: |
|||
УЭ-4 9 мин |
Цель: закрепить правописание причастий. |
1 балл Указали ряд, где причастия образованы от глаголов 1 спряжения -1 балл Без ошибок – 1 балл Без орф. ошибок 1 балл Полилог Определили неверное утверждение 1 балл Назвали четыре языковых средства выразительности – 1 балл |
||
1. Тест 1 Какое утверждение неверно? 1)Причастия сохраняют тот же вид, что и глаголы, от которых они образованы. 2)В предложении полные причастия являются согласованными определениями, а краткие – входят в состав именного сказуемого. 3.) Действительные причастия прошедшего времени образованы от основы глаголов настоящего времени. 4)В причастиях перед суффиксами –ВШ, -Ш- -НН- пишется та же гласная, что и в основе инфинитива.(клеить – клеИвший завоевАть – завоёвАнный) Тест 2 Вставьте пропущенные орфограммы , В каком ряду все причастия образованы от глаголов 1 спряжения? 1.Завис.щий, дыш.щий, бор.щийся. 2.Стро.щий имену.мый, та.щий. 3.Се.щий, сража___ийся, посыла.мый. 4.Знач.щий, ненавид.мый, прекраща.щий. Тест 3 Вставьте пропущенные орфограммы: Ве.вший, уех..вший,раста.вший, постро.нный,услыш.нный,застрел.нный, изображ.нный,придум.нный (не)реше.а 2. Упражнение Видне.щиеся горы, Расстилающаяся долина, быстро набега.щая волна, сверка.щие на солнце ,исполня.мая музыкантом мелодия 4.Тест Вставьте пропущенные буквы. Какое утверждение неверно? 1.Антитеза – стилистическая фигура, служ__.щая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления образов и понятий. 2.Архаизмы устаревшие слова и выражения, заменя__.мые другими, более современными: выя=шея, живот = жизнь. 3 Инверсия – расположение членов предложения, наруша__щих прямой порядок слов 4. Антонимы - слова, тождесв___ые по своему значению, различа___щиеся оттенками значений. Тест 2 Какие языковые средства используются в этом предложении? Запишите их. Вышел месяц ночью тёмной , одиноко глядит на поля пусты____ые, на деревни дальные, на деревни ближние.(Неверов) |
1Выполните 3 теста 2.Выполните упражнение Вставьте орфограммы 3 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА По данным словосочетаниям составьте несколько предложений на тему:»Море», используйте обособленные и необособленные определения. 4. Выполните два теста. |
|||
УЭ-5 9 |
Цель: использование причастий в тексте |
Без орфограф. ош. -1 балл \ Два страдательных причастия – 1балл Полилог( чтение учениками своих эссе) |
||
1.Словарный диктант из УЭ -1 2.Упражнение 271 |
Проверьте диктант из УЭ-1 2..Выполните упр 271 1) Прочитайте текст, озаглавьте его. 2), Выпишите 2 страдательных причастия из первого абзаца текста 3. РАБОТА С ТЕКСТОМ Определите проблему текста( обсудите её со всем классом) . .4.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Выполните задание на выбор: ( или по вариантам) 1) Прокомментируйте письменно данную проблему на основе исходного текста. ( Используйте фразы-клише:М.А.Осоргин считает, размышляет,уверен, по мнению автора, в качестве аргумента использует цитату, сравнивает…. … и др.) 2)Как вы понимаете смысл фразы М.А.Осоргина: «Самым невозможным…. до конца текста. Ваше мнение и аргументация( согласен – не согласен) 3-4 фразы . Используйте в своём высказывании причастия.(1-2) |
|||
УЭ-6 4 мин |
Цель:оценить собственную работу на уроке,домашнее задание |
|||
1.§ 51-52 , упражнение 298, 2.Составьте деформированный словарный диктант, состоящий из словосочетаний: причастие+ существительное , на тему: «Правописание причастий»( 20 словосочетаний) по образцу: Выстро.нный дом е ( ответ – ключ – на полях) , используйте |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.