Работа с текстом на уроках русского языка
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Именно работа с текстом является западающим звеном для учащихся. Они не всегда могут найти правильную информацию, особенно если тексты разного формата; испытывают трудности при формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. И эти проблемы необходимо решить учителям русского языка, работающим в основной школе.
Теоретическое обоснование опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
Лидии Прокофьевне Федоренко принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды (защитила докторскую по принципам и методам обучения РЯ). Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора Алевтины Дмитриевны Дейкиной и Татьяны Михайловны Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ).
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста.
В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. Один из предполагаемых личностных результатов в курсе русского языка, направленного на реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку, является формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, то есть новизна опыта состоит в совершенствовании форм обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики.
---------------------------------------
«Труд читателя, - по мнению Владимира Георгиевича Маранцмана, - измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Но, как подчёркивает Ольга Николаевна Лёвушкина (д.п.н., Московский институт открытого образования), «решение новых, актуальных задач, стоящих перед современным учителем русского языка, требует новых форм работы с текстом».
• Теоретическая основа обучения работе с текстом.
Теоретическую основу обучения работе с текстом составляют три группы понятий:
• Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
• Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный;
• Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.).
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Учащихся необходимо учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет русский язык. В то же время надо учесть, что разные виды работы с текстом стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают творческую активность.
Комплексная проверочная работа
Получая учащихся в 5 классе, вы, как правило, проводите комплексную
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.