Введение
Мониторинг системы образования – одна из сложнейших проблем российского образования, главной целью которого является повышение качества образования на всех ступенях обучения, начиная от начальной и заканчивая высшей. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин снижения качества образования, поэтому мониторинг является необходимым компонентом эффективного управления процесса образования, так как для принятия обоснованных решений по управлению качеством образования необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении образовательного мониторинга, содержание которого определяется в зависимости от поставленных целей и конкретных задач.
Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений об образовательном учреждении – к педагогическому мониторингу. Введение в учебный процесс учреждения среднего профессионального образования дисциплины «Мониторинг системы образования» предоставляет возможность обучающимся получить знания о мониторинге как об информационной основе принятия управленческих решений и современном контроле, столь необходимом в структуре образовательного учреждения.
Использование педагогического мониторинга позволяет упорядочить и систематизировать информацию о деятельности образовательного учреждения, поступающей из различных источников (промежуточный и итоговый контроль, итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса, экспертное оценивание, внутришкольная отчетность и др.). Практические занятия развивают творческую инициативу студентов, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивые интересы к приобретаемой профессии.
Пособие содержит описание десятипрактических занятий по дисциплине «Мониторинг системы образования». Решая поставленные задачи, студенты приобретают навыки составления анкет, диагностических карт, таблиц, проектов, тестов. Данные занятия являются важным связующим звеном между теорией и практикой, кроме того, они предназначены для закрепления теоретических знаний и формирования первоначальных умений и навыков по проведению мониторинговых исследований.
Тематический план практических занятий
№ практического занятия |
Шифр темы |
Тема практического занятия |
Вид |
1 |
1.1 |
Критерии оценки качества образования |
Урок-лекция |
2 |
1.2 |
Мониторинг в системе управления качеством образования |
Урок-практикум |
3 |
1.3 |
Система мониторинга качества обучения в образовательном учреждении |
Урок-лекция |
4 |
2.1 |
Внутренние и внешние факторы, влияющие на качество образования |
Семинар |
5 |
2.2 |
«Портфолио» как оценка практической деятельности учащихся |
Урок-лекция |
6 |
2.3 |
Критерии оценивания деятельности современного учителя |
Урок-практикум |
7 |
3.1 |
Показатели и критерии оценки профессионального уровня педагога |
Урок-лекция |
8 |
3.2 |
Тестирование как метод оценки качества образования |
Семинар |
9 |
4.1 |
Проектная деятельность обучающихся в учебно-воспитательном процессе |
Урок-практикум |
10 |
4.4 |
Мониторингучебно-воспитательного процессаобразовательного учреждения |
Семинар |
Практическое занятие № 1
Урок № 2
Тема урока: Сферы применения мониторинга.
Цели:
Обучающая: формирование знаний по проведению мониторинговых исследований
Воспитательная: воспитание интереса к учебно-воспитательному процессу.
Развивающая: развитие умений коллективного взаимодействия при проведении мониторинговых исследований.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала
Вид урока: урок-лекция.
Методы: доклад, анализ, полемический спор.
Методическое обеспечение и средства: методическое пособие по выполнению практических работ.
Методика проведения занятия и выполнения заданий:
I. Группе студентов предлагается педагогическая ситуация. С помощью применения метода «мозгового штурма» ответить на вопрос: «Какие тенденции развития современного общества оказывают наиболее существенное влияние на качество образования?»
Для решения поставленной задачи нужно определить 1) цель и задачи образования; 2) критерии оценки качества образования.
Информация к размышлению. Школьное образование предоставляет возможность обучающимся успешно овладеть разными дисциплинами, включая: родной язык, литературу, математику, физику, физическую культуру и т.д. Однако сегодня проблемы школьного образования не ограничиваются формированием знаний, умений и навыков. Образовательные учреждения видят свою задачу в том, чтобы обеспечивать развитие личностных и социальных умений: лидерства, способности работать в коллективе, коммуникативность, уверенности в себе, личностностной независимости и др. Поэтому все аспекты развития обучающегося не сводятся к усвоению знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для развития личности школьников в целом.1
_________________
1 Здесь и далее в практических занятиях по материалам кн. Мониторинг и статистика в образовании [Текст]: учебно-методич. комплект материалов для подготовки тьютеров / С.А. Иванов, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, О.Э. Крутова.– М.: Изд-во АПКиППРО, 2007.
При решении данного вопроса следует учесть, что основными особенностями развития общества на современном этапе являются следующие:
- постепенное возрастание роли информационной культуры, которая становится наиболее важным фактором развития любого производства, движущей силой экономического развития и процветания общества;
- демократизация общества, что явно проявляется не только в увеличении свободы слова человека, но и возрастающая ответственность перед собой и другими;
- ценностные ориентиры общества и каждой отдельной личности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.