Романтические мотивы в раннем творчестве М.Горького

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г.Чернышевского»

Филологический факультет

Кафедра русского языка как иностранного

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Романтические мотивы в раннем творчестве М.Горького

Исполнитель: , студентка 4 курса

Научный руководитель: к.ф.н., доцент

Работа защищена «____»_____________________________2008г

с оценкой _________________

Председатель ГЭК____________________________________________

Оглавление

Введение_______________________________________________________3

Глава первая. Романтизм в мировом искусстве. Горький-романтик

1.1.  Романтизм. Зарождение. Аксиология__________________________6

1.2.  Стиль жизни и философско-эстетические взгляды М.Горького____12

Глава вторая. Романтические рассказы 1890-х гг.

2.1. Следование романтическому канону в «Песнях»______________23

2.2. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»:

поэтизация вольнолюбия_____________________________________31

Заключение_____________________________________________________41

Библиография___________________________________________________46

Приложение_____________________________________________________47

Введение

В мировой литературе к. XIX -  н. XX вв. отмечается всплеск романтических настроений. Многие художники слова (Дж.Лондон, Р.Киплинг, Р.Л.Стивенсон, А.К.Дойль) изображают в своих произведениях сильную, активно действующую личность, сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических и моральных испытаний. Их творчество протекает под знаком неоромантизма, возникшего главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродившего ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.).

В русской литературе с написания романтических произведений начал свой творческий путь Максим Горький. Его ранние рассказы звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».

Актуальность работы. На рубеже вековпоявляются разнообразные течения, обязанные своим происхождением романтизму. Это символизм, импрессионизм и непосредственно сам неоромантизм. Искусство не просто вновь романтизируется, но и как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей ХХ века. В романтической струе оказался и один из самых реалистичных писателей русской литературы М. Горький.

В письме к А. П. Чехову М. Горький отметил: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнёт, - жизнь прикрасится, т. е. люди заживут быстрее, ярче». Глубоко веря в возможность преобразования жизни, писатель считал необходимым изменить весь тон литературы: «...не будни, не будничные люди, не будничные мысли, а призыв к « творческой жизни», «уроки мужества», «бодрые слова, окрыляющие душу», должны стать содержанием произведений». Появился новый читатель, ждавший от литературы ответа на мучившие его вопросы, и Горький остро ощутил необходимость создания героических произведений, полных жизнеутверждающего пафоса.

Предметом исследования данной работы являются ранние проризведения М.Горького «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», объектом – романтические элементы в них.

Новизна работы состоит в поиске и описании романтических элементов в ранних рассказах М. Горького.

Цель работы – изучить творчество Горького-романтика.

Задачи исследования:

1.  Познакомиться с критической литературой по творчеству М.Горького и отобрать материал, посвященный романтическим элементам в его произведениях.

2.  Выявить новаторство Горького в изображении романтического героя и  охарактеризовать отношение автора к неоромантизму, учитывая его философские и эстетические взгляды.

Методическая и теоретическая основы исследования. В работе используются историко-литературный и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Теоретическую основу работы составляют монографии и статьи Л. И. Смирновой, П.В.Басинского, Т. Буслаковой, А.Г.Соколова и других.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования её на уроках литературы и факультативных занятиях по литературе в средней школе.

Материалы работы были апробированы на студенческой научной конференции ЗабГГПУ в апреле 2008 года.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии. Первая глава посвящена мировоззрению Горького, его философским и эстетическим взглядам. Во второй главе анализируются романтические произведения писателя

Похожие материалы

Информация о работе