Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г.Чернышевского»
Филологический факультет
Кафедра русского языка как иностранного
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Романтические мотивы в раннем творчестве М.Горького
Исполнитель: , студентка 4 курса
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Работа защищена «____»_____________________________2008г
с оценкой _________________
Председатель ГЭК____________________________________________
Оглавление
Введение_______________________________________________________3
Глава первая. Романтизм в мировом искусстве. Горький-романтик
1.1. Романтизм. Зарождение. Аксиология__________________________6
1.2. Стиль жизни и философско-эстетические взгляды М.Горького____12
Глава вторая. Романтические рассказы 1890-х гг.
2.1. Следование романтическому канону в «Песнях»______________23
2.2. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»:
поэтизация вольнолюбия_____________________________________31
Заключение_____________________________________________________41
Библиография___________________________________________________46
Приложение_____________________________________________________47
Введение
В мировой литературе к. XIX - н. XX вв. отмечается всплеск романтических настроений. Многие художники слова (Дж.Лондон, Р.Киплинг, Р.Л.Стивенсон, А.К.Дойль) изображают в своих произведениях сильную, активно действующую личность, сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических и моральных испытаний. Их творчество протекает под знаком неоромантизма, возникшего главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродившего ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.).
В русской литературе с написания романтических произведений начал свой творческий путь Максим Горький. Его ранние рассказы звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».
Актуальность работы. На рубеже вековпоявляются разнообразные течения, обязанные своим происхождением романтизму. Это символизм, импрессионизм и непосредственно сам неоромантизм. Искусство не просто вновь романтизируется, но и как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей ХХ века. В романтической струе оказался и один из самых реалистичных писателей русской литературы М. Горький.
В письме к А. П. Чехову М. Горький отметил: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнёт, - жизнь прикрасится, т. е. люди заживут быстрее, ярче». Глубоко веря в возможность преобразования жизни, писатель считал необходимым изменить весь тон литературы: «...не будни, не будничные люди, не будничные мысли, а призыв к « творческой жизни», «уроки мужества», «бодрые слова, окрыляющие душу», должны стать содержанием произведений». Появился новый читатель, ждавший от литературы ответа на мучившие его вопросы, и Горький остро ощутил необходимость создания героических произведений, полных жизнеутверждающего пафоса.
Предметом исследования данной работы являются ранние проризведения М.Горького «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», объектом – романтические элементы в них.
Новизна работы состоит в поиске и описании романтических элементов в ранних рассказах М. Горького.
Цель работы – изучить творчество Горького-романтика.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с критической литературой по творчеству М.Горького и отобрать материал, посвященный романтическим элементам в его произведениях.
2. Выявить новаторство Горького в изображении романтического героя и охарактеризовать отношение автора к неоромантизму, учитывая его философские и эстетические взгляды.
Методическая и теоретическая основы исследования. В работе используются историко-литературный и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Теоретическую основу работы составляют монографии и статьи Л. И. Смирновой, П.В.Басинского, Т. Буслаковой, А.Г.Соколова и других.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования её на уроках литературы и факультативных занятиях по литературе в средней школе.
Материалы работы были апробированы на студенческой научной конференции ЗабГГПУ в апреле 2008 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии. Первая глава посвящена мировоззрению Горького, его философским и эстетическим взглядам. Во второй главе анализируются романтические произведения писателя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.