Ценностные ориентации и их формирование в подростковом возрасте

Страницы работы

32 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации.

Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова.

Курсовая работа по педагогике.

Тема: Ценностные ориентации и их формирование в подростковом возрасте.

                                                                     Выполнил:

                                                                    Руководитель:

Архангельск 2005г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………. стр. 3

Часть 1. Ценностные ориентации, как основа формирования мировоззренческой структуры личности …………………………… стр. 4

1.1  ЦО, как характеристика личности …………………….…… стр. 4

1.2  Формирование жизненных ценностей и приоритетов ….... стр. 10

1.3  Человек и социальный мир ……………………………….... стр. 18   Часть 2. Особенности формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте ……………………………………………. стр. 19

2.1  Подростковый возраст …………………………………….. стр. 19

2.2  Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций подростков …………………………………………………………….стр. 21

2.3  Методика выявления ценностных ориентаций у подростков ……………………………………………стр. 23

2.4  Роль и место дополнительного образования в формировании ценностных ориентаций в личности школьника …………………... стр. 25

Заключение ………………………………………………………… стр. 30

Список литературы ………………………………………………....стр. 32

Введение.

В настоящее время, когда страна переживает кризис в полити- ческой,  экономической, социальной, культурной и других сферах общественной жизни, когда вокруг говорят о потере ценностных ориентиров общества, тема формирования ценностных особенностей подростков чрезвычайно актуально. Поэтому изучение ценностно-нормативных ориентаций старшеклассников является, безусловно, актуальным в контексте современных процессов. Изучение вопроса особенностей ценностной сферы у старшеклассников неоднократно изучалось и ранее, но в силу существовавшей идеологической базы, некоторые аспекты были недоработаны, а полученные результаты стремительно устаревают. Современная же неопределенная ценностно-нормативная ситуация дает благодатную почву для исследователей социализационных процессов. Исследование ценностных особенностей подростков школы дает возможность узнать интересы проблемы и потребности учащихся. Полученная информация поможет найти точки соприкосновения мира взрослых и детей.

В ситуации стремительно меняющихся социальных условиях, влекущих перестройку ценностно-нормативной базы общества, проблематичным встает вопрос формирования ценностного стержня современных подростков. Чтобы формировать, надо знать, что является приоритетным в ценностной сфере современного старшеклассника. Отсюда цель нашего исследования - определение особенностей ценностной сферы современных подростков.

Исследуемый нами возраст (13-14 и 15-16 лет) был определен как подростковый на том основании, что по ряду классификаций данный возрастной период выступает как самостоятельный этап в развитии личности (Дубровина И.В., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.).

Гипотеза состоит в том, что структура ценностных особенностей подростков 13-14 и 15-16 лет имеет свои особенности.

Используемые методы:

1) метод анализ литературных источников;

2) метод количественной обработки полученных результатов;

3) метод сравнительного анализа;

4) метод нахождения среднего значения;

5) адаптированный вариант методики Е.Б.Фанталовой Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах.

Объектом исследования были выбраны формирующиеся ценностные

Похожие материалы

Информация о работе