Министерство образования Российской Федерации.
Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова.
Курсовая работа по педагогике.
Тема: Ценностные ориентации и их формирование в подростковом возрасте.
Выполнил:
Руководитель:
Архангельск 2005г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………. стр. 3
Часть 1. Ценностные ориентации, как основа формирования мировоззренческой структуры личности …………………………… стр. 4
1.1 ЦО, как характеристика личности …………………….…… стр. 4
1.2 Формирование жизненных ценностей и приоритетов ….... стр. 10
1.3 Человек и социальный мир ……………………………….... стр. 18 Часть 2. Особенности формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте ……………………………………………. стр. 19
2.1 Подростковый возраст …………………………………….. стр. 19
2.2 Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций подростков …………………………………………………………….стр. 21
2.3 Методика выявления ценностных ориентаций у подростков ……………………………………………стр. 23
2.4 Роль и место дополнительного образования в формировании ценностных ориентаций в личности школьника …………………... стр. 25
Заключение ………………………………………………………… стр. 30
Список литературы ………………………………………………....стр. 32
Введение.
В настоящее время, когда страна переживает кризис в полити- ческой, экономической, социальной, культурной и других сферах общественной жизни, когда вокруг говорят о потере ценностных ориентиров общества, тема формирования ценностных особенностей подростков чрезвычайно актуально. Поэтому изучение ценностно-нормативных ориентаций старшеклассников является, безусловно, актуальным в контексте современных процессов. Изучение вопроса особенностей ценностной сферы у старшеклассников неоднократно изучалось и ранее, но в силу существовавшей идеологической базы, некоторые аспекты были недоработаны, а полученные результаты стремительно устаревают. Современная же неопределенная ценностно-нормативная ситуация дает благодатную почву для исследователей социализационных процессов. Исследование ценностных особенностей подростков школы дает возможность узнать интересы проблемы и потребности учащихся. Полученная информация поможет найти точки соприкосновения мира взрослых и детей.
В ситуации стремительно меняющихся социальных условиях, влекущих перестройку ценностно-нормативной базы общества, проблематичным встает вопрос формирования ценностного стержня современных подростков. Чтобы формировать, надо знать, что является приоритетным в ценностной сфере современного старшеклассника. Отсюда цель нашего исследования - определение особенностей ценностной сферы современных подростков.
Исследуемый нами возраст (13-14 и 15-16 лет) был определен как подростковый на том основании, что по ряду классификаций данный возрастной период выступает как самостоятельный этап в развитии личности (Дубровина И.В., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.).
Гипотеза состоит в том, что структура ценностных особенностей подростков 13-14 и 15-16 лет имеет свои особенности.
Используемые методы:
1) метод анализ литературных источников;
2) метод количественной обработки полученных результатов;
3) метод сравнительного анализа;
4) метод нахождения среднего значения;
5) адаптированный вариант методики Е.Б.Фанталовой Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах.
Объектом исследования были выбраны формирующиеся ценностные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.