Именно данная проблема и обозначает предметную область философии права1.
Следует отметить, что та или иная концепция правопонимания охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях.
Правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка) распространяется и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому в предметную область философии права традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства. Это обусловлено уже тем, что государство устанавливает, поддерживает и проводит в жизнь закон, нормы позитивного права, обеспечивает их общеобязательность возможностью государственного принуждения.
Методические рекомендации к теме 6
При изучении данной темы следует помнить, что основное назначение права заключается в том, чтобы быть социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовым правилом (нормой) поведения.
Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.
Необходимо напомнить студентам, что под сущностью в философии понимается совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего,1 то есть то, что составляет суть явления, процесса, вещи, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, определяющих свойства, ядро этих объектов. И поскольку правовой регулятор имел разное содержание, принимал разные формы на протяжении тысячелетий, обеспечивался у разных народов разными социальными механизмами, становится теоретически и практически важным выделить самое основное ядро такого социального института как право.
Зная сущность права, можно всегда в практической деятельности определять те или иные регулятивные системы как правовые и обеспечивать их соответствующими свойствами и, наоборот, не требовать правовых характеристик от регуляторов, имеющих совершенно иное происхождение, назначение, содержание.
Необходимо иметь в виду, что проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов:
1) Гносеологический (познавательный) заключается в философской проблеме познания сущего. Дает ли нам эмпирический подход к праву достаточное знание об объекте? Этот подход должен быть дополнен логическим знанием, формулирующим понятия, категории, объясняющим причины тех или иных явлений. Со времен Платона ответ сводится к признанию приоритета логического, понятийного знания. Например, достаточно ли знания текста той или иной статьи законодательного акта, или необходимо выявить правовую норму, которая выражена в этой статье, понимать ее социальное назначение, социальные, и даже исторические причины появления.
2) Следующий аспект заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий компонент. Каков он – нормативность, обязательность, принудительность или что-нибудь иное? Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса выражались через волю господствующего класса в виде законов (воля, возведенная в закон) – вот что объявлялось сущностью права. О какой воле в данном случае идет речь? Воля в психологическом смысле – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Это способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – авторитета, насилия.
Эта теория подвергалась справедливой критике уже в дореволюционной юридической литературе, в частности, Л. Петражицким. А на практике в 30-50-е годы XX века она легла в основу чудовищного произвола и террора, характерных для правовой системы сталинского типа.
3) Общесоциальные начала права - его качества как регулятивной системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности. На этой основе формируется понимание социальной ценности права.
4)Кроме классово-волевой природы права, можно выделить такие, которые разводят право и закон, понимают право то как справедливость, то как разумное распределение интересов, то как особое психологическое переживание, психологическое отношение, то как саму упорядоченность общественных отношений, то как конкретные судебные решения споров, то как сознательно творимое устройство жизни, то как нечто стихийное, развивающееся независимо от воли и общественного сознания регулятивное явление.
Необходимо подчеркнуть, что размышляя о сущности права, необходимо иметь в виду ее динамические свойства, учитывать, что право – это динамическая, развивающаяся система, что ее свойства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык. Это значит, что право прошло большой путь от социальной критики общих пожеланий и обещаний мира, благоденствия, которые содержались в самых первых законах царей раннеклассовых обществ, через изощренную конкретику первых кодексов (например, за кражу черной коровы с белым пятном на лбу – то-то) затем уже через переходы к неким логическим сообщениям – за кражу крупного скота – то-то», к разветвленным и все более интегрирующимся в единое правовое пространство современным правовым системам. И в этом тысячелетнем процессе немало было такого, что позволяло переходить от сущности одного порядка к сущности другого порядка, углублять или, наоборот, вульгаризировать взгляды на право, на его основные характеристики1.
Таким образом, динамизм права приводит к его большому социально
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.