Принципы построения структуры органов местного самоуправления… |
|||
5.Заключение |
|||
6. |
Список литературы |
||
Введение
Сегодня крупные города, их представительная и исполнительная власть воспринимаются как политические и экономические конкуренты властей субъектов Федерации. Во многих регионах между этими двумя уровнями власти идет непримиримая борьба. Городское самоуправление в этой ситуации оказывается фактически единственной преградой на пути "подавления городов". Идет процесс (в России с огромным отставанием) осознания городов не просто как "нижнего", местного уровня самоуправления и планирования, а как особого измерения устойчивого и управляемого общественного развития. Поэтому насущной проблемой становятся исследование изменений функций городов на различных этапах отечественной истории, возможности предоставления городам индивидуального правового статуса.
В связи с этим представляется весьма актуальным изучение вопросов городского самоуправления. Это предопределяется, в частности, и тем, что именно в городах в настоящее время проживает большинство населения России, сосредоточена большая часть производственно-экономического, культурного и научного потенциала. Следовательно, от состояния местного самоуправления в данных муниципальных образованиях зависит жизнь большей части граждан Российского государства.
Анализ законодательства субъектов РФ в местном самоуправлении, уставов городов, их реализации показывает своеобразие нормативного регулирования городского самоуправления, особенностей его осуществления на практике, которое достаточно обширно и разнообразно. Таким образом, исследование теоретических вопросов и практики нормативного регулирования и организации городского самоуправления представляет значительный научный интерес.
Проблемы, связанные со
становлением института местного самоуправления в нашей стране, включая
городское самоуправление, уходят корнями в прошлое, без изучения которого
сложно их решать. В связи с этим представляет интерес исторический опыт земских
учреждений и общественного управления в городах России, начиная со времен Петра
I, при разрешении ими социальных проблем, удовлетворении потребностей населения,
развития благоустройства городов. Актуальными представляются и организация
работы местных, в первую очередь городских Советов в советский период нашей
истории.
Интерес к идее местного самоуправления возник вновь с началом перестройки во второй половине 1980-х гг. В 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности. В 1991 г. был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили начать возрождение местного самоуправления на новых основах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности; ввели в действовавшее право понятия самоуправления, муниципальной собственности, повысили роль суда в защите прав субъектов местного управления.
Конституция, принятая в 1993 г., установила рамки государственно-административного территориального устройства и управления. Она принципиально изменила отношение местных властных органов к государству и друг к другу. Основополагающие принципы самоуправления – его признание как такового и гарантия существования со стороны государства, самостоятельность в пределах установленных полномочий и невхождение в систему органов государственной власти – отнесены Конституцией к основам конституционного строя (ст. 12 Конституция РФ). Субъекты Федерации осуществляют государственную власть, а ниже действует местное самоуправление. В соответствии с Конституцией РФ, регулирование основ местного самоуправления отнесено к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72, 1 «н» Конституция РФ). Данное положение определяется большим разнообразием социально-хозяйственных и культурно-национальных условий в различных регионах Федерации и самим федеративным устройством государства. Оно позволяет создавать структуры самоуправления в соответствии с местными национальными и историческими традициями, в том числе с учетом дореволюционного опыта земского и городского самоуправления. Конкретные системы органов местного самоуправления при соблюдении конституционных принципов определяются субъектами Федерации самостоятельно, причем структуры органов местного самоуправления, согласно Конституции, определяются населением Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий в управлении муниципальной собственностью, утверждения местного бюджета, установлении местных налогов и сборов, осуществлении охраны общественного порядка и др. (ст. 130 – 133 Конституция РФ).
После принятия Конституции на федеральном и региональном уровнях велась достаточно интенсивная работа по созданию комплекса законодательных актов, развивающих и уточняющих ее принципиальные положения. За прошедшие годы были приняты и вступили в силу федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления (1995 г.), о его финансовых основах (1997 г.), о правах граждан при выборах органов самоуправления (1998
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.