Стратегии изучения организационной культуры компании. Методы изучения организационной культуры. Качественные методы исследования корпоративной культуры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Стратегии  изучения организационной культуры компании.

Существуют три основные стратегии изучения орг. культуры, для каждой из которых характерны свои специфические методы исследования и анализа.

  1. Холистическия стратегия – глубокое погружение, свой человек (сотрудник или консультант).  Получение информации через наблюдение.
  2. метафорическая, языковая стратегия. – изучение образцов документов, отчетности, легенд, рассказов, мифов, анекдотов, шуток, гимнов, дивизов и т.д.
  3. количественная стратегия – опросы, анкеты, интервью, обработка результатов позволяет оценить оргкультуру. Важность критерия.

Итогом изучения сложившейся в организации культурной среды должно стать решение трех задач.

      Первая задача – ясно осознать (прописать, сформулировать) ведущие ценности, приоритеты, установки, призванные поддержать перспективную организационную стратегию.

      Вторая задача – прояснить, какие культурные ценности будут помогать (или мешать) реализации стратегических целей организации.

      Третья задача – оценка имеющегося разрыва, то есть степени соответствия сложившейся корпоративной культуры стратегии развития организации (бизнеса), выработанной руководством.

Методы изучения организационной культуры

  1. наблюдение – эмпирический метод сбора первичной  социальной информации об организации, предполагающий целенаправленную систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы.
  2. опрос – метод сбора первичной информации в форме стандартизированной  системы вопросов, предъявляемых в устной (интервью) или в письменной форме (анкетирование)
  3. интервью – способ получения информации об элементах культуры с помощью устного опроса по заранее разработанному плану.
  4. анкета – методическое средство для получения первичной социологической  и  социально-психологической информации по теме исследования, оформленное в виде набора вопросов и самостоятельно заполняемое опрашиваемыми по указанным в нем правилам.
  5. тестирование – метод, позволяющий оценить сложные свойства и качества личности (группы), неподдающиеся прямому, непосредственному наблюдению по средствам  предъявления тестируемому совокупности вопросов (заданий) и перечня возможных вариантов ответов, из которых необходимо выбрать правильный (подходящий) вариант (варианты).
  6. моделирование -  процедура получения теоретического знания, направленного на  выявление внутренних механизмов изучаемого объекта и факторов, влияющих на его формирование. Модель – упрощённое представление объекта, используемое для прогнозирования его возможных состояний в прошлом / будущем и путей достижения этих состояний.

По способу интерпретации результатов применяемые методы можно условно разделить на две категории: качественные и количественные методы исследования:

Качественные методы (идеографические). С помощью качественных методов можно изучать устный фольклор; сложившиеся в организации правила, традиции, церемонии и ритуалы; различные документы, определяющие жизнедеятельность организации; сложившуюся практику управления. К основным качественным методам изучения орг. культуры можно отнести:

Ø  Анализ документов

Ø  Включенное наблюдение

Ø  Глубинное интервью

 

Количественные методы (формализованные),  характеризуются  использованием различных стандартизированных опросников и тестов. Среди формализованных методов можно выделить:

Ø  социологические исследования (анкетирование, простое интервью);

Ø  социометрию

Ø  тестирование

 

 

Качественные методы исследования корпоративной культуры

Ø  Анализ документов организации

      Культура организации находит свое отражение и в документах, определяющих жизнедеятельность организации. В качестве таких документов выступают уставы, декларации, различные планы, программы, приказы, распоряжения, должностные инструкции, положения и др. Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и руководителей, чем в документах, игнорировать этот источник информации не следует. Анализ таких документов, как приказы и распоряжения, может показать соответствие поощрений и наказаний работников – определение стиля работы организации, системы мотивации; повторяемость приказов по одному и тому же поводу – выявление проблемных зон и людей, которые упоминаются в связи с данной проблемой; количество упоминаний положительно либо отрицательно о работниках организации – определение делового рейтинга работников организации.

      Анализ информации, содержащейся в документации, может помочь выявить основные представления руководства – причем реальные, а не декларируемые – относительно процесса управления, например:  насколько забюрократизированной является организация; есть ли расхождение между словом и делом – между заявляемыми принципами ведения бизнеса и реальной управленческой практикой; какие ценности отражены в документах; отношение к людям и т.д.

Ø  Метод включенного наблюдения (монографическое исследование) позволяет

Похожие материалы

Информация о работе