Стратегии изучения организационной культуры компании. Методы изучения организационной культуры. Качественные методы исследования корпоративной культуры

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Стратегии  изучения организационной культуры компании.

Существуют три основные стратегии изучения орг. культуры, для каждой из которых характерны свои специфические методы исследования и анализа.

  1. Холистическия стратегия – глубокое погружение, свой человек (сотрудник или консультант).  Получение информации через наблюдение.
  2. метафорическая, языковая стратегия. – изучение образцов документов, отчетности, легенд, рассказов, мифов, анекдотов, шуток, гимнов, дивизов и т.д.
  3. количественная стратегия – опросы, анкеты, интервью, обработка результатов позволяет оценить оргкультуру. Важность критерия.

Итогом изучения сложившейся в организации культурной среды должно стать решение трех задач.

      Первая задача – ясно осознать (прописать, сформулировать) ведущие ценности, приоритеты, установки, призванные поддержать перспективную организационную стратегию.

      Вторая задача – прояснить, какие культурные ценности будут помогать (или мешать) реализации стратегических целей организации.

      Третья задача – оценка имеющегося разрыва, то есть степени соответствия сложившейся корпоративной культуры стратегии развития организации (бизнеса), выработанной руководством.

Методы изучения организационной культуры

  1. наблюдение – эмпирический метод сбора первичной  социальной информации об организации, предполагающий целенаправленную систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы.
  2. опрос – метод сбора первичной информации в форме стандартизированной  системы вопросов, предъявляемых в устной (интервью) или в письменной форме (анкетирование)
  3. интервью – способ получения информации об элементах культуры с помощью устного опроса по заранее разработанному плану.
  4. анкета – методическое средство для получения первичной социологической  и  социально-психологической информации по теме исследования, оформленное в виде набора вопросов и самостоятельно заполняемое опрашиваемыми по указанным в нем правилам.
  5. тестирование – метод, позволяющий оценить сложные свойства и качества личности (группы), неподдающиеся прямому, непосредственному наблюдению по средствам  предъявления тестируемому совокупности вопросов (заданий) и перечня возможных вариантов ответов, из которых необходимо выбрать правильный (подходящий) вариант (варианты).
  6. моделирование -  процедура получения теоретического знания, направленного на  выявление внутренних механизмов изучаемого объекта и факторов, влияющих на его формирование. Модель – упрощённое представление объекта, используемое для прогнозирования его возможных состояний в прошлом / будущем и путей достижения этих состояний.

По способу интерпретации результатов применяемые методы можно условно разделить на две категории: качественные и количественные методы исследования:

Качественные методы (идеографические). С помощью качественных методов можно изучать устный фольклор; сложившиеся в организации правила, традиции, церемонии и ритуалы; различные документы, определяющие жизнедеятельность организации; сложившуюся практику управления. К основным качественным методам изучения орг. культуры можно отнести:

Ø  Анализ документов

Ø  Включенное наблюдение

Ø  Глубинное интервью

 

Количественные методы (формализованные),  характеризуются  использованием различных стандартизированных опросников и тестов. Среди формализованных методов можно выделить:

Ø  социологические исследования (анкетирование, простое интервью);

Ø  социометрию

Ø  тестирование

 

 

Качественные методы исследования корпоративной культуры

Ø  Анализ документов организации

      Культура организации находит свое отражение и в документах, определяющих жизнедеятельность организации. В качестве таких документов выступают уставы, декларации, различные планы, программы, приказы, распоряжения, должностные инструкции, положения и др. Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и руководителей, чем в документах, игнорировать этот источник информации не следует. Анализ таких документов, как приказы и распоряжения, может показать соответствие поощрений и наказаний работников – определение стиля работы организации, системы мотивации; повторяемость приказов по одному и тому же поводу – выявление проблемных зон и людей, которые упоминаются в связи с данной проблемой; количество упоминаний положительно либо отрицательно о работниках организации – определение делового рейтинга работников организации.

      Анализ информации, содержащейся в документации, может помочь выявить основные представления руководства – причем реальные, а не декларируемые – относительно процесса управления, например:  насколько забюрократизированной является организация; есть ли расхождение между словом и делом – между заявляемыми принципами ведения бизнеса и реальной управленческой практикой; какие ценности отражены в документах; отношение к людям и т.д.

Ø  Метод включенного наблюдения (монографическое исследование) позволяет

Похожие материалы

Информация о работе