Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Социальный институт
Кафедра теории физической культуры и валеологии
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Теория и методика физической культуры и спорта»
(ГОС – 2005)
для студентов всех форм обучения
специальности 050720.65 Физическая культура (030100)
Екатеринбург 2012
Задания и методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта» (ГОС – 2005). Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. 28 с.
Составитель cт. преподаватель В.С. Балмашев
Одобрены на заседании кафедры теории физической культуры и валеологии. Протокол от 22.02. 2012 г. № 07.
Заведующий кафедрой ТФКиВ Н.В. Третьякова
Рекомендованы к печати методической комиссией Социального ин6ститута РГППУ Протокол от 12.03. 2012 г. № 07.
Председатель методической
комиссии СоИн РГППУ С.П. Миронова
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
© Балмашев В.С.
Введение
Выполнение курсовых работ – один из важнейших видов учебного процесса, предусмотренный учебным планом подготовки специалистов в высшем учебном заведении.
В процессе обучения на факультете физической культуры предусматривается выполнение трех курсовых работ, первая из которых – по теории и методике физической культуры и спорта (ТиМФКС). То, что это первая курсовая работа, в определенной мере отразилось на ее цели и задачах.
Цель курсовой работы по ТиМФКС: овладение основными умениями проведения научной работы и оформления ее результатов.
Задачи:
1. Научиться пользоваться библиографическими указателями по теории и методике физического воспитания и спорта (а также по смежным дисциплинам).
2. Изучить необходимый минимум литературы по избранной теме курсовой работы и уметь зафиксировать нужную информацию.
3. Научиться грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в литературных и документальных источниках.
4. Освоить методы исследования и уметь использовать их при проведении конкретного исследования.
Необходимой базой для подготовки курсовой работы являются знания, из курсов дисциплин, во-первых, теории и методики физического воспитания и спорта, во-вторых, из основ научно-методической деятельности в сфере физического воспитания.
Предлагаемые методические указания включают ряд разделов, содержание которых последовательно раскрывает логику работы над курсовой работой и основные правила ее выполнения и оформления.
В основе примерного перечня предлагаемых тем курсовых работ лежат два основания, исходящие из структуры дисциплины ТиМФКС. Во-первых, это общие основы теории и методики, во-вторых, общие вопросы спортивной тренировки.
I. Выбор темы курсовой работы и оформление задания на ее выполнение
При выборе темы курсовой работы существует два основных подхода.
Первый заключается в том, что тема определяется преподавателем, являющимся научным руководителем при подготовке курсовой работы. При этом тема курсовой работы является производной от той научной проблематики, которой занимается преподаватель.
Второй заключается в том, что тему выбирает (и предлагает) сам студент. При этом тема может способствовать преодолению затруднений, возникающих в практической деятельности студента (работа по специальности, спортивная деятельность). Кроме того, в этом случае студент может исходить и просто из интересов, возникающих при освоении дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта».
Тематика курсовой работы в любом варианте выбора должна отвечать следующим требованиям:
— соответствовать предметной дисциплине, по которой она выполняется;
— соответствовать задачам подготовки специалиста;
— разрабатывать имеющиеся актуальные проблемы физического воспитания;
— выбор темы должен быть ориентирован на перспективу подготовки дипломной работы.
На основании выбранной темы формулируется название работы. Сразу найти точную и краткую формулировку названия непросто. Название – «визитная карточка» работы. Название должно соответствовать содержанию работы. Поиск названия достаточно сложный процесс. Примерное рабочее название, принятое первоначально, как правило, уточняется в процессе проведения исследования.
После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема, сформулировано название, составляется задание на выполнение курсовой работы. Задание является нормативным документом, отражающим основные сведения о курсовой работе, устанавливающим поэтапные и окончательные сроки представления работы научному руководителю.
Изменение задания (в том числе и темы) на выполнение курсовой работы производится заведующим кафедрой по письменному заявлению научного руководителя.
Защита курсовой работы проводится в присутствии научного руководителя и не менее двух преподавателей кафедры. Протокол защиты сдается на кафедру, а оценка за курсовую работу предоставляется в ведомость и в зачетную книжку студента.
II. Общая характеристика методологического аппарата
при подготовке курсовой работы (объект, предмет, цель и задачи)
Успешность выполнения курсовой работы в значительной мере определяется разработанностью методологического аппарата, к которому в первую очередь относятся объект, предмет, цель и задачи исследования. Именно эти категории в первую очередь определяют логику и содержание проведения исследования и структуру оформления полученных результатов (в данном случае в виде курсовой работы).
Очень часто начинающие исследователи не придают значения столь важным категориям научного исследования, какими являются «объект и предмет», считая это пустой формальностью.
Что же такое «объект исследования»? Прежде всего следует отметить, что объект исследования – это не испытуемые. Объект – это процесс или явление, избранное для изучения (например, физическое воспитание, спортивная тренировка, обучение двигательному действию, развитие физических качеств и т.п.). Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного процесса (тренировочного, учебного и т.п.): его теории и методики организации; его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности учителей, тренеров.
Предмет же это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает объект.
Следует отметить и то важное положение, что предмет определяется актуальностью исследования и отражает эту актуальность.
Объект исследования выступает как заданное, предмет же как то, что отыскивается, устанавливается.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Следовательно, один и тот же объект может иметь различные предметы изучения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.