ПО “Белорусский автомобильный завод”
Главный конструктор ПО “БелАЗ”
_______________
“____” _____________ 2002 г.
Рулевой трапеции карьерного самосвала БелАЗ-7516
грузоподъемностью 135 т.
Нач. КБ рулевых управлений
Инженер-конструктор I кат.
1. Кинематический расчет рулевой трапеции

φ
Θ
φ – угол поворота внутреннего колеса,
Θ – угол поворота наружного колеса,
О – центр поворота автомобиля,
Р – расстояние между центрами поворота колес,
L – колесная база, е – плечо обкатки.
Теоретический угол поворота наружного колеса:
,   
.
 
φ1
φ2
φ
λ
Рис. 2. Схема для расчета действительных углов поворота рулевой трапеции.
Для расчета действительного угла поворота наружного колеса используются формулы (см. рис. 2):
;
;
;
.
Исходные данные для расчета:
колесная база: L=5600 мм;
расстояние между центрами поворота колес: Р=3900 мм;
плечо обкатки: е=600 мм.
В результате проведенных расчетов (см. табл. 1) были выбраны следующие оптимальные параметры рулевой трапеции:
длина рычага: r=650 мм;
угол наклона рычага: λ=23°, при этом средняя разность между теоретическим и действительным углами поворота наружного колеса составила 0.488º.
Таблица 1.
| 
   Φ°  | 
  
   Θт°  | 
  
   Θд°  | 
  
   Θт-Θд  | 
  
   R, м  | 
 
| 
   5  | 
  
   4,714181  | 
  
   4,794824  | 
  
   0,080642  | 
  
   67,59541  | 
 
| 
   10  | 
  
   8,924968  | 
  
   9,201689  | 
  
   0,276721  | 
  
   35,61964  | 
 
| 
   15  | 
  
   12,72461  | 
  
   13,23893  | 
  
   0,514323  | 
  
   25,05283  | 
 
| 
   20  | 
  
   16,1916  | 
  
   16,90972  | 
  
   0,718112  | 
  
   19,85295  | 
 
| 
   25  | 
  
   19,3919  | 
  
   20,20621  | 
  
   0,814303  | 
  
   16,81309  | 
 
| 
   30  | 
  
   22,3809  | 
  
   23,11231  | 
  
   0,731406  | 
  
   14,86626  | 
 
| 
   35  | 
  
   25,20552  | 
  
   25,60579  | 
  
   0,400268  | 
  
   13,55766  | 
 
| 
   40  | 
  
   27,90614  | 
  
   27,66032  | 
  
   -0,24582  | 
  
   12,66302  | 
 
| 
   42  | 
  
   28,95974  | 
  
   28,3529  | 
  
   -0,60684  | 
  
   12,39193  | 
 
| 
   (Θт-Θд)ср  | 
  ||||
| 
   0,487603  | 
  
2. Расчет цилиндров поворота карьерного самосвала БелАЗ-7516.
  
Расчет проводится с целью определения геометрических параметров, а также прочностных характеристик цилиндров поворота.
2.1 Момент, необходимый для поворота управляемых колес на месте, теоретический по формуле Таборека:
, где:
G=767.1 кН – нагрузка на управляемую ось груженого самосвала,
е=0.6 м – радиус поворота колеса (плечо обкатки),
В=0.8 м – ширина отпечатка шины на дороге,
μ=0.8 – коэффициент трения о дорожное покрытие.

2.2 Работа, необходимая для совершения поворота управляемых колес из одного крайнего положения в другое, теоретическая:
 где
φ = 70º - полный угол поворота управляемых колес.
![]()
2.3 Работа, совершаемая цилиндрами для поворота управляемых колес
 где
ηтр=0.92 – к.п.д. рулевой трапеции, учитывающий трение в шарнирах и шкворне поворотного кулака
![]()
2.4 Объем цилиндров поворота, обеспечивающий выполнение работы для поворота управляемых колес:
 где
P=15000 кПа – давление в цилиндрах поворота;
ηтр=0.95 – к.п.д. цилиндров поворота;
![]()
2.5 Ход штока цилиндра поворота, минимально необходимый
, где
D = 0.14 м – выбранный диаметр цилиндра поворота,
D = 0.07 м – выбранный диаметр штока цилиндра поворота,
![]()
2.6 Напряжения в корпусе цилиндра поворота
, где
Pmax = 16.5 МПа – максимальное давление в гидросистеме рулевого управления,
δ = 0,0115 м – толщина стенки корпуса,
![]()
2.7 Запас прочности для корпуса цилиндра поворота
, где
σ = 540 МПа
![]()
2.8 Запас прочности цилиндра по сварным швам
n с.ш. = nּk с.ш.
k с.ш. = 0.9 – коэффициент прочности сварных швов
n с.ш = 5.4ּ0.9 = 4.86
2.9 Максимальная сила, развиваемая цилиндром поворота
![]()
![]()
2.10 Критическая сила для условного цилиндра постоянного сечения
, где
E = 2.1ּ105 МПа – модуль упругости;
 - момент инерции цилиндра;
Dн = 0.163 м – наружный диаметр цилиндра;
l = 1.323 м – полная длина цилиндра с выдвинутым штоком;
![]()
![]()
2.11 Запас устойчивости цилиндра
, где
ξ = 0.125 – для цилиндра поворота с принятыми геометрическими параметрами
![]()
2.12 Результаты поверочного расчета представлены в таблицах 2 и 3, на графиках рис. 4 и 5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.