ПО “Белорусский автомобильный завод”
Главный конструктор ПО “БелАЗ”
_______________
“____” _____________ 2002 г.
Рулевой трапеции карьерного самосвала БелАЗ-7516
грузоподъемностью 135 т.
Нач. КБ рулевых управлений
Инженер-конструктор I кат.
1. Кинематический расчет рулевой трапеции
φ
Θ
φ – угол поворота внутреннего колеса,
Θ – угол поворота наружного колеса,
О – центр поворота автомобиля,
Р – расстояние между центрами поворота колес,
L – колесная база, е – плечо обкатки.
Теоретический угол поворота наружного колеса:
, .
φ1
φ2
φ
λ
Рис. 2. Схема для расчета действительных углов поворота рулевой трапеции.
Для расчета действительного угла поворота наружного колеса используются формулы (см. рис. 2):
;
;
;
.
Исходные данные для расчета:
колесная база: L=5600 мм;
расстояние между центрами поворота колес: Р=3900 мм;
плечо обкатки: е=600 мм.
В результате проведенных расчетов (см. табл. 1) были выбраны следующие оптимальные параметры рулевой трапеции:
длина рычага: r=650 мм;
угол наклона рычага: λ=23°, при этом средняя разность между теоретическим и действительным углами поворота наружного колеса составила 0.488º.
Таблица 1.
Φ° |
Θт° |
Θд° |
Θт-Θд |
R, м |
5 |
4,714181 |
4,794824 |
0,080642 |
67,59541 |
10 |
8,924968 |
9,201689 |
0,276721 |
35,61964 |
15 |
12,72461 |
13,23893 |
0,514323 |
25,05283 |
20 |
16,1916 |
16,90972 |
0,718112 |
19,85295 |
25 |
19,3919 |
20,20621 |
0,814303 |
16,81309 |
30 |
22,3809 |
23,11231 |
0,731406 |
14,86626 |
35 |
25,20552 |
25,60579 |
0,400268 |
13,55766 |
40 |
27,90614 |
27,66032 |
-0,24582 |
12,66302 |
42 |
28,95974 |
28,3529 |
-0,60684 |
12,39193 |
(Θт-Θд)ср |
||||
0,487603 |
2. Расчет цилиндров поворота карьерного самосвала БелАЗ-7516.
Расчет проводится с целью определения геометрических параметров, а также прочностных характеристик цилиндров поворота.
2.1 Момент, необходимый для поворота управляемых колес на месте, теоретический по формуле Таборека:
, где:
G=767.1 кН – нагрузка на управляемую ось груженого самосвала,
е=0.6 м – радиус поворота колеса (плечо обкатки),
В=0.8 м – ширина отпечатка шины на дороге,
μ=0.8 – коэффициент трения о дорожное покрытие.
2.2 Работа, необходимая для совершения поворота управляемых колес из одного крайнего положения в другое, теоретическая:
где
φ = 70º - полный угол поворота управляемых колес.
2.3 Работа, совершаемая цилиндрами для поворота управляемых колес
где
ηтр=0.92 – к.п.д. рулевой трапеции, учитывающий трение в шарнирах и шкворне поворотного кулака
2.4 Объем цилиндров поворота, обеспечивающий выполнение работы для поворота управляемых колес:
где
P=15000 кПа – давление в цилиндрах поворота;
ηтр=0.95 – к.п.д. цилиндров поворота;
2.5 Ход штока цилиндра поворота, минимально необходимый
, где
D = 0.14 м – выбранный диаметр цилиндра поворота,
D = 0.07 м – выбранный диаметр штока цилиндра поворота,
2.6 Напряжения в корпусе цилиндра поворота
, где
Pmax = 16.5 МПа – максимальное давление в гидросистеме рулевого управления,
δ = 0,0115 м – толщина стенки корпуса,
2.7 Запас прочности для корпуса цилиндра поворота
, где
σ = 540 МПа
2.8 Запас прочности цилиндра по сварным швам
n с.ш. = nּk с.ш.
k с.ш. = 0.9 – коэффициент прочности сварных швов
n с.ш = 5.4ּ0.9 = 4.86
2.9 Максимальная сила, развиваемая цилиндром поворота
2.10 Критическая сила для условного цилиндра постоянного сечения
, где
E = 2.1ּ105 МПа – модуль упругости;
- момент инерции цилиндра;
Dн = 0.163 м – наружный диаметр цилиндра;
l = 1.323 м – полная длина цилиндра с выдвинутым штоком;
2.11 Запас устойчивости цилиндра
, где
ξ = 0.125 – для цилиндра поворота с принятыми геометрическими параметрами
2.12 Результаты поверочного расчета представлены в таблицах 2 и 3, на графиках рис. 4 и 5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.