Рулевой трапеции карьерного самосвала БелАЗ-7516 грузоподъемностью 135 тонн (Расчет № 816), страница 3

Таблица 3

Ф°

P, МПа

Робр,Мпа

0

14,50961

14,50961

5

14,42236

14,48837

10

14,41985

14,54743

15

14,48765

14,67203

20

14,61314

14,84827

25

14,78484

15,06239

30

14,99262

15,30096

35

15,22896

15,5523

40

15,49156

15,80945

42

15,60517

15,91409

Рис. 5

3. Прочностной расчет деталей рулевой трапеции

Прочностной расчет деталей рулевой трапеции проводится по максимально возможным нагрузкам – при повороте управляемых колес на месте (см. п. 2) и при повороте колес при одновременном их торможении. Момент тормозной силы относительно шкворня (для одного колеса):

, где

Мτ=348.7 кН·м – максимальный тормозной момент, обеспечиваемый тормозом,

е=600 мм – плечо обкатки,

rо=1457 мм – радиус качения колеса.

.

Момент, создаваемый тормозной силой на одном колесе больше, чем суммарный момент сопротивления повороту, т.о. прочностной расчет проводится по этому моменту.

3.1. Расчет шпилек крепления рычага к кулаку

Для крепления рычага к кулаку используются шпильки с резьбой М36х2, изготовленные из стали 40Х, термообработка – улучшение. Расчет шпилек проводится из условия действия максимальной тормозной силы, действующей на рычаг. Шпильки  установлены без зазора и сила затяжки в стыке рычаг-кулак не учитывается (см. рис. 6).

Рис. 6. Силы, действующие на шпильки крепления рычага

3.1.1  Расчетная нагрузка на шпильку:

, где

RP – сила реакции на сдвигающую силу,

RQ – сила реакции на крутящий момент.

3.1.2  Усилие в тяге рулевой трапеции:

.

3.1.3  Реакция шпильки на сдвигающую силу:

, где

Р – усилие в тяге рулевой трапеции при торможении,

z =9 – количество шпилек.

.

3.1.4  Нагрузки от момента распределяются по шпилькам пропорционально их деформациям при сдвиге деталей, которые, в свою очередь, пропорциональны расстояниям от центра тяжести стыка; направление реакций – перпендикулярно их радиусам из центра тяжести. При r1=r8, r2=r7, r3=r6, r4=r5, то RQ1=RQ8, RQ2=RQ7, RQ3=RQ6, RQ4=RQ5, уравнение моментов сил относительно центра тяжести:

при этом:

; ; ; .

Из анализа направления сил RP и RQ следует, что наиболее нагруженной является шпилька №1 (см. рис. 6):

.

3.1.5 Суммарная сила, действующая на шпильку №1, определяется графическим методом (см. рис. 7), R=134.28 кН.

                                                                                            RP1

                                                         RQ1

                                                                    R       

Рис. 7. Определение суммарной силы.

3.1.6  Площадь сечения шпильки по внутреннему диаметру резьбы:

, где

d = 32 мм

3.1.7  Напряжение в шпильке:

3.1.8  Допустимые напряжения в шпильках:

Для динамических нагрузок [τ]=0.2÷0.3σТ.