ЭЛЕМЕНТЫ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗБИВКИ СООРУЖЕНИЙ
ВВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Инженерно-геодезические работы являются составной частью технологического процесса строительства современных сооружений всех видов (промышленных, гидротехнических, гражданских и др.).
Строительство сооружений осуществляется постадийно; различают следующие стадии строительства: инженерно-технические изыскания, проектирование и собственно строительство. После возведения сооружения следует стадия его эксплуатации.
Применительно к этим четырем стадиям геодезические работы по своему назначению, задачам и содержанию подразделяются на: 1) инженерно-геодезические изыскания, 2) инженерно-геодезическое проектирование: 3) инженерно-геодезические работы при перенесении проекта сооружения в натуру (разбивке сооружения) и возведении сооружений и 4) геодезические работы при эксплуатации сооружений.
Основной задачей инженерно-геодезических изысканий является составление топографических планов и профилей. Топографические планы используются главным образом для нанесения на них контуров проектируемых сооружений. Полученный таким образом чертеж называется генеральным планом (генпланом) строительства.
Профили используются для нанесения наних трасс (осей) линейных сооружений.
При инженерно-геодезическом проектировании производятся расчеты, связанные с размещением сооружений в плане и по высоте. Такие расчеты приходится выполнять, например, при нанесении на профиль осей линейных сооружений (проектных линий), при составлении проекта вертикальной планировки и других работах.
В процессе проектирования составляют проект разбивочной геодезической основы, точность и положение пунктов которой могут обеспечить осуществление проекта в натуре.
Задачей инженерно-геодезических работ, выполняемых при разбивке и возведении сооружений, является обеспечение строительства сооружений в соответствии с их местоположением, формой и размерами, предусмотренными проектом.
В ходе строительства сооружений ведут последовательно исполнительные съемки после каждой выполненной операции. В результате составляют исполнительные чертежи, устанавливающие допущенные при строительстве отклонения от проекта.
Инженерно-геодезические работы, выполняемые при эксплуатации сооружений, решают задачи изучения деформаций и смещения сооружений и их оснований путем точных геодезических наблюдений, а также различные задачи, возникающие при ремонтно-восстановительных работах.
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИИ ТРАСС ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Геодезические работы при съемке и нивелировке трасс линейных сооружений выполняются в следующем порядке.
1. Утвержденный вариант трассы выносится на местность и закрепляется на ней. Для этой цели по оси сооружения прокладывают теодолитный ход.
Углы поворота трассы закрепляют деревянными столбами и конечные точки хода привязывают к пунктам геодезического обоснования.
2. По сторонам теодолитного хода через каждые 100 м (на застроенной территории через 20 или 40 м) отмечают точки (пикеты), закрепляют их кольями и обозначают сторожками. На сторожках записывают номера пикетов.
Начало трассы обозначают пикетом нуль (ПК 0) последующие—ПК1,ПК2 и т.д.
При разбивке пикетов на наклонной местности вводят поправку за наклон. Эта поправка вводится со знаком «плюс».
В местах изгиба рельефа между пикетами берутся плюсовые точки. Они закрепляются колышками и обозначаются числом метров от заднего пикета, например ПК. О + 78.
3. Для выявления рельефа, прилегающего к трассе, производят разбивку поперечных профилей. Поперечные профили разбивают, как правило, перпендикулярно к трассе. Расстояние между поперечными профилями и длина их диктуются характером рельефа.
4. Одновременно с разбивкой пикетажа производят съемку контуров местности, прилегающей к трассе. Данные съемки контуров заносят в пикетажный журнал который изготавливают на миллиметровой бумаге.
Ось сооружения показывают в пикетажном журнале посередине страницы прямой линией. Углы поворота на оси показывают условно стрелками.
Контуры местности привязывают к трассе, как правило, способом прямоугольных координат.
5. На углах поворота трассы производят разбивку главных точек кривой: начала кривой (НК), конца кривой (КК) и середины кривой (СК)- Для этой цели предварительно выполняют расчет их пикетажных обозначений.
Исходными для расчета являются: положение вершины угла поворота трассы, радиус закругления R и величина угла поворота a.
По значениям R и a , пользуясь таблицами для разбивки кривых, находят значение тангенса Т, кривой К, биссектрисы Б и домера Д.
Правильность вычисленных по таблицам элементов контролируется по формуле Д == 2Т— К.
Переход к заданному радиусу осуществляется просто, так как все элементы кривой пропорциональны ему. Так, например, для перехода к радиусу, равному 100 м, надо выбранные из таблиц элементы уменьшить в десять раз.
По значениям Т, К, Д и Б производят расчет пикетажных обозначений начала (НК) и конца (КК) кривой.
Точки начала и конца кривой разбивают от ближайших пикетов Далее от вершины угла по новому направлению откладывают величину домера Д Пикетажное обозначение конца домера принимают равным пикетажному обозначению вершины угла (ВУ), и далее производят разбивку пикетов в обычном порядке.
Для получения точки СК устанавливают в вершине угла теодолит и строят биссектрису угла b=180- a. От вершины угла по направлению биссектрисы откладывают значение Б.
6. После разбивки пикетажа, поперечных профилей и кривых производят нивелирование по трассе: пикетов, плюсовых точек, главных точек кривой и точек поперечных профилей.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ ТРАССЫ ДОРОГИ И ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НИВЕЛИРОВАНИЯ
Профиль трассы дороги строят на миллиметровой бумаге по отметкам точек, приведенным в таблице отметок реперов, точек и поперечных профилей, и данным пикетажного журнала.
Масштабы построения профилей зависят от вида сооружения, характера рельефа местности и других условий. Для построения профиля трассы дороги и двух поперечников необходимо иметь лист миллиметровой бумаги размером 90 Х 45 см. Порядок построения профиля следующий.
1. Производят разграфку профильной сетки .
2. В графе расстояний откладывают в выбранном масштабе пикеты и плюсовые точки. Если между пикетами нет плюсовых точек, то расстояние 100 м не пишут. При наличии плюсовых точек указывают расстояние от пикета до плюсовой точки либо между плюсовыми точками.
Например, между ПК 0 и ПК 1 находится плюсовая точка +78, Это расстояние в выбранном масштабе откладывают от ПК 0, проводят ординату и записывают два расстояния: 78 и 22м (расстояние до следующего пикета).
Если на данном пикете несколько плюсовых точек, например, между ПК 3 и ПК 4, то расстояния, записывают так, чтобы сумма их была равна 100 м.
3. Над пикетами и плюсовыми точками, в графе фактических отметок, выписывают их отметки, предварительно округлив до сотых долей метра.
4. От верхней линии профильной сетки (линии условного горизонта) в выбранном масштабе на перпендикулярах к ней откладывают фактические отметки всех пронивелированных точек.
Для того чтобы не откладывать на перпендикулярах большие расстояния, линии условного горизонта придают отметку с таким расчетом, чтобы точка профиля, имеющая наименьшую отметку, отстояла от этой линии на 6—8 см. В этом случае от линии условного
горизонта откладывают не всю величину отметок точек профиля, а соответствующие разности, например 101,85 —80 00 = 21,85;
101,49—80,00=21,49 и т.д.
Точки, полученные в результате построения, соединяют между собой прямыми линиями и получают таким образом профиль местности. От точек профиля до линии условного горизонта проводят ординаты.
5. По данным пикетажного журнала заполняют графы «грунты» и «план трассы». Данные для заполнения графы «грунты» записаны в этом журнале слева от трассы. На указанных здесь пикетах,в пределах графы «грунты» проводят ординаты и записывают соответствующие названия грунтов.
Для заполнения графы «план трассы» по середине ее проводят линию и, пользуясь пикетажным журналом, строят контуры местности. Вместо условных знаков здесь разрешается записывать название контуров.
6. Справа от продольного профиля трассы дороги строят один под другим поперечные профили. Поперечные профили строят по тем же правилам, что и продольный профиль.
7. Пользуясь пикетажным обозначением начала и конца кривой, приведенным в пикетажном журнале, заполняют графу «прямые и кривые».
Начало и конец кривой отмечают перпендикулярами, проведенными от линии пикетов до линии развернутого плана трассы. На перпендикулярах записывают расстояния от начала и конца кривой до ближайших пикетов.
При правых углах поворота выпуклость кривой направляют вверх, при левых — вниз. Около кривых выписывают все шесть их элементов: R, a, Т, К, Д, Б. На прямых участках трассы (прямых вставках) выписывают их длину и румб или дирекционный угол. Но известному румбу первой прямой вставки находят румбы остальных прямых вставок в зависимости от величины и направления угла поворота трассы. Можно вычислять дирекционные углы прямых вставок, пользуясь правилом: дирекционный угол последующей прямой вставки равен дирекционному углу предыдущей прямой вставки плюс правый угол поворота или минус левый угол.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.