Элементы инженерно-геодезических изысканий, проектирования и разбивки сооружений

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ЭЛЕМЕНТЫ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗБИВКИ СООРУЖЕНИЙ

ВВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Инженерно-геодезические работы являются составной частью технологического процесса строительства современных сооруже­ний всех видов (промышленных, гидротехнических, гражданских и др.).

Строительство сооружений осуществляется постадийно; раз­личают следующие стадии строительства: инженерно-технические изыскания, проектирование и собственно строительство. После возведения сооружения следует стадия его эксплуатации.

Применительно к этим четырем стадиям геодезические работы по своему назначению, задачам и содержанию подразделяются на: 1) инженерно-геодезические изыскания, 2) инженерно-геодезиче­ское проектирование: 3) инженерно-геодезические работы при пере­несении проекта сооружения в натуру (разбивке сооружения) и возведении сооружений и 4) геодезические работы при эксплуата­ции сооружений.

Основной задачей инженерно-геодезических изысканий яв­ляется составление топографических планов и профилей. Топо­графические планы используются главным образом для нанесения на них контуров проектируемых сооружений. Полученный таким образом чертеж называется генеральным планом (генпланом) строительства.

Профили используются для нанесения наних трасс (осей) ли­нейных сооружений.

При инженерно-геодезическом проектировании производятся расчеты, связанные с размещением сооружений в плане и по вы­соте. Такие расчеты приходится выполнять, например, при нане­сении на профиль осей линейных сооружений (проектных линий), при составлении проекта вертикальной планировки и других ра­ботах.

В процессе проектирования составляют проект разбивочной геодезической основы, точность и положение пунктов которой могут обеспечить осуществление проекта в натуре.

Задачей инженерно-геодезических работ, выполняемых при разбивке и возведении сооружений, является обеспечение строи­тельства сооружений в соответствии с их местоположением, фор­мой и размерами, предусмотренными проектом.

В ходе строительства сооружений ведут последовательно ис­полнительные съемки после каждой выполненной операции. В ре­зультате составляют исполнительные чертежи, устанавливающие допущенные при строительстве отклонения от проекта.

Инженерно-геодезические работы, выполняемые при эксплуа­тации сооружений, решают задачи изучения деформаций и смеще­ния сооружений и их оснований путем точных геодезических на­блюдений, а также различные задачи, возникающие при ремонтно-восстановительных работах.

  ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИИ ТРАСС ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Геодезические работы при съемке и нивелировке трасс линейных сооружений выполняются в следующем порядке.

1. Утвержденный вариант трассы выносится на местность и закрепляется на ней. Для этой цели по оси сооружения прокладывают теодолитный ход. 

Углы поворота трассы закрепляют деревянными столбами и конечные точки хода привязывают к пунктам геодезического обо­снования.

2. По сторонам теодолитного хода через каждые 100 м (на застроенной территории через 20 или 40 м) отмечают точки (пи­кеты), закрепляют их кольями и обозначают сторожками. На сто­рожках записывают номера пикетов.

Начало трассы обозначают пикетом нуль (ПК 0) последую­щие—ПК1,ПК2 и т.д.

При разбивке пикетов на наклонной местности вводят поправку за наклон. Эта поправка вводится со знаком «плюс».

В местах изгиба рельефа между пикетами берутся плюсовые точки. Они закрепляются колышками и обозначаются числом мет­ров от заднего пикета, например ПК. О + 78.

3. Для выявления рельефа, прилегающего к трассе, производят разбивку поперечных профилей. Поперечные профили разбивают, как правило, перпендикулярно к трассе. Расстояние между попе­речными профилями и длина их диктуются характером рельефа.

4. Одновременно с разбивкой пикетажа производят съемку контуров местности, прилегающей к трассе. Данные съемки кон­туров заносят в пикетажный журнал  который изготав­ливают на миллиметровой бумаге.

Ось сооружения показывают в пикетажном журнале посередине страницы прямой линией. Углы поворота на оси показывают ус­ловно стрелками.

Контуры местности привязывают к трассе, как правило, спо­собом прямоугольных координат. 

5. На углах поворота трассы производят разбивку главных точек кривой: начала кривой (НК), конца кривой (КК) и середины кривой (СК)- Для этой цели предварительно выполняют расчет их пикетажных обозначений.

Исходными для расчета являются: положение вершины угла поворота трассы, радиус закругления R и величина угла пово­рота a.

По значениям R и a , пользуясь таблицами для разбивки кри­вых, находят значение тангенса Т, кривой К, биссектрисы Б и домера Д.

  Правильность вычисленных по таблицам элементов контролируется по формуле Д == 2Т— К.

Переход к заданному радиусу осуществляется просто, так как все элементы кривой пропорциональны ему. Так, например, для перехода к радиусу, равному 100 м, надо выбранные из таблиц элементы уменьшить в десять раз.

По значениям Т, К, Д и Б производят расчет пикетажных обо­значений начала (НК) и конца (КК) кривой. 

Точки начала и конца кривой разбивают от ближайших пике­тов  Далее от вершины угла по новому на­правлению откладывают величину домера Д Пикетаж­ное обозначение конца домера принимают равным пикетажному обозначению вершины угла (ВУ), и далее про­изводят разбивку пикетов в обычном порядке.

Для получения точки СК устанавливают в вершине угла теодо­лит и строят биссектрису угла b=180- a. От вершины угла по направлению биссектрисы откладывают значение Б.

6. После разбивки пикетажа, поперечных профилей и кривых производят нивелирование по трассе: пикетов, плюсовых точек, главных точек кривой и точек поперечных профилей.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ ТРАССЫ ДОРОГИ И ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НИВЕЛИРОВАНИЯ

Профиль трассы дороги строят на миллиметровой бумаге по отметкам точек, приведенным в таблице отметок реперов, точек и поперечных профилей, и данным пикетажного журнала.

Масштабы построения профилей зависят от вида сооружения, характера рельефа местности и других условий. Для построения профиля трассы дороги и двух поперечников необходимо иметь лист миллиметровой бумаги размером 90 Х 45 см. Порядок построения профиля следующий.

1. Производят разграфку профильной сетки .

2. В графе расстояний откладывают в выбранном масштабе пикеты и плюсовые точки. Если между пикетами нет плюсовых точек, то расстояние 100 м не пишут. При наличии плюсовых точек указы­вают расстояние от пикета до плюсовой точки либо между плюсо­выми точками.

Например, между ПК 0 и ПК 1 находится плюсовая точка +78, Это расстояние в выбранном масштабе откладывают от ПК 0, проводят ординату и записывают два расстояния: 78 и 22м (расстояние до следующего пикета).

Если на данном пикете несколько плюсовых точек, например, между ПК 3 и ПК 4, то расстояния, записывают так, чтобы сумма их была равна 100 м.

3. Над пикетами и плюсовыми точками, в графе фактических отметок, выписывают их отметки, предварительно округлив до сотых долей метра.

4. От верхней линии профильной сетки (линии условного го­ризонта) в выбранном масштабе на перпендикулярах к ней отклады­вают фактические отметки всех пронивелированных точек.

    Для того чтобы не откладывать на перпендикулярах большие расстояния, линии условного горизонта придают отметку с таким расчетом, чтобы точка профиля, имеющая наименьшую отметку, отстояла от этой линии на 6—8 см. В этом случае от линии условного

горизонта откладывают не всю величину отметок точек профиля, а соответствующие разности, например 101,85 —80 00 = 21,85;

101,49—80,00=21,49 и т.д.

Точки, полученные в результате построения, соединяют между собой прямыми линиями и получают таким образом профиль мест­ности. От точек профиля до линии условного горизонта проводят ординаты. 

5. По данным пикетажного журнала заполняют графы «грунты» и «план трассы». Данные для заполнения графы «грунты» записаны в этом журнале слева от трассы. На указанных здесь пикетах,в пределах графы «грунты» проводят ординаты и записывают соот­ветствующие названия грунтов.

Для заполнения графы «план трассы» по середине ее проводят линию и, пользуясь пикетажным журналом, строят контуры мест­ности. Вместо условных знаков здесь разрешается записывать название контуров.

6. Справа от продольного профиля трассы дороги строят один под другим поперечные профили. Поперечные профили строят по тем же правилам, что и продольный профиль. 

7. Пользуясь пикетажным обозначением начала и конца кри­вой, приведенным в пикетажном журнале, заполняют графу «пря­мые и кривые».

Начало и конец кривой отмечают перпендикулярами, проведен­ными от линии пикетов до линии развернутого плана трассы. На перпендикулярах записывают расстояния от начала и конца кривой до ближайших пикетов.

При правых углах поворота выпуклость кривой направляют вверх, при левых — вниз. Около кривых выписывают все шесть их элементов: R, a, Т, К, Д, Б. На прямых участках трассы (прямых вставках) выписывают их длину и румб или дирекционный угол. Но известному румбу первой прямой вставки находят румбы остальных прямых вставок в зависимости от величины и направле­ния угла поворота трассы. Можно вычислять дирекционные углы прямых вставок, пользуясь правилом: дирекционный угол после­дующей прямой вставки равен дирекционному углу предыдущей прямой вставки плюс правый угол поворота или минус  левый угол.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Геодезия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0