Реформирование вагонного хозяйства. «От монополии к конкуренции»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Реформирование вагонного хозяйства.  «От монополии к конкуренции»

Транспорт является составной частью всех стадий производства продукции предприятий народного хозяйства, играет важную роль в развитии экономики страны, удовлетворения потребности народного хозяйства и населения в перевозках.

Ведущим видом в единой транспортной системе Российской Федерации является железнодорожный транспорт. Надёжность и эффективность его работы без преувеличения можно назвать основой экономики страны.

Вагон - это ключевое звено в цепи организации перевозочного процесса. Его техническое состояние в значительной степени определяет надёжности и эффективность работы отрасли, её способность не только выполнять важнейшие государственные задачи, связанные с развитием и функционированием промышленности, но и финансово поддерживать социально необходимый для страны пассажирский комплекс.

Таким образом, многофункциональное и интенсивное использование вагонов железнодорожного транспорта требует их качественного технического обслуживания и ремонта квалификационными специалистами.

За все время функционирования железнодорожного транспорта, одна из главных задач работников вагонного хозяйства – обеспечение безопасности движения поездов. Для ее решения выделяются значительные капиталовложения на оснащение вагонных депо и пунктов технического обслуживания вагонов.

Какие же изменения за последнее 20 лет претерпевал вагоноремонтный комплекс? Почему они были так необходимы для вагоноремонтных хозяйств при переходе «От монополии к конкуренции»?

До 2006 года существовала служба вагонного хозяйства, которая осуществляла управление вагонным хозяйством, обеспечивала исправное состояние парка грузовых и пассажирских вагонов,  контейнеров, всех сооружений и устройств вагонного хозяйства, а также надлежащую подготовку вагонов под погрузку и перевозку пассажиров.

Служба вагонного хозяйства проводила меры по совершенствованию, реконструкции и модернизации вагонного парка и контейнеров и развитию вагонного хозяйства, направленные на улучшение ремонта, технического обслуживания вагонов и содержание их в исправном состоянии. Управление осуществляло оперативное и техническое руководство работой служб вагонного хозяйства на дорогах, отделов вагонного хозяйства отделений железных дорог, вагонных депо и административно-хозяйственное руководство производственной и финансовой деятельностью линейных предприятий.

Переход на рыночные методы хозяйства потребовал пересмотра традиционных подходов к организации работы железнодорожного транспорта, в том числе и вагонного хозяйства. Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрено выделение деятельности по ремонту грузовых вагонов в конкурентный сектор экономики, формирование товарного рынка ремонта грузовых вагонов и развитие конкурентной среды на этом товарном рынке.

В декабре 2004 года была одобрена концепция реформирования организационно-функциональной структуры управления вагонным хозяйством на 2005-2006 годы, которая положила начало его реформированию. Было произведено разделение вагонных депо на ремонтные и эксплуатационные, созданы дирекции по ремонту грузовых вагонов на всех железных дорогах.  Ремонтные депо вошли в состав дирекций, эксплуатационные - остались в составе служб вагонного хозяйства дорог.

30 ноября 2005 года советом директоров ОАО «РЖД», в ходе реформирования железнодорожного транспорта, было принято решение о создании Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов в виде филиала ОАО «РЖД», в состав которой вошли  региональные дирекции по ремонту грузовых вагонов, выведенных из состава железных дорог, вагоноремонтные депо и обособленные вагоноколёсные мастерские. ЦДРВ начала свою хозяйственную деятельность с 1 апреля 2006 года. Завершился процесс полного обособления ремонтной сферы вагонного хозяйства – была создана самостоятельная отрасль по ремонту грузовых вагонов в виде филиала ОАО «РЖД».

С созданием ЦДРВ завершился процесс полного обособления ремонтной сферы вагонного хозяйства. Были созданы необходимые условия для дальнейшей оптимизации затрат на ремонт грузовых вагонов, для более эффективного использования материально-технических ресурсов и экономии материальных затрат, для оптимальной загрузки мощностей и вывода их в конкурентный сектор экономики.

В результате произошло полное сосредоточение функций оперативного, бюджетного и финансового управления вагоноремонтным комплексом вагонного хозяйства в Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов. Дороги были освобождены от этих функций, им досталась эксплуатационная деятельность вагонного хозяйства, являющаяся инфраструктурной составляющей, Это полностью отвечает целям и задачам Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.

27 января 2010 года совет директоров ОАО «РЖД» рассмотрел концепцию реформирования вагоноремонтного комплекса ЦДРВ и создания на его базе дочерних обществ РЖД.

Целью этих преобразований является созданию необходимых условий для дальнейшего развития конкуренции на товарном рынке ремонта грузовых вагонов при сохранении технологической устойчивости отрасли и соответствующей управляемости, влияющих на стабильность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.

В качестве оптимальной конфигурации был признан вариант создания трех экстерриториальных дочерних обществ, сопоставимых по совокупной производственной мощности. Полный перевод сферы ремонта грузовых вагонов в рыночную среду сопровождался созданием необходимых и достаточных условий контроля за техническим состоянием грузовых вагонов как элемента безопасности движения, что подразумевает сбалансированную систему ответственности всех участников – собственников и операторов подвижного состава – за состояние своих вагонов, выпущенных на пути общего пользования, а ремонтных предприятий – за качество проведенных работ.

29 марта 2010 года было издано распоряжение ОАО «РЖД» о создании дочерних обществ в сфере ремонта грузовых вагонов, утвержден план мероприятий по созданию ДО, образован управляющий комитет, созданы рабочие группы для организации этой работы. Был разработан бизнес-планов создаваемых дочерних открытых акционерных обществ по ремонту грузовых вагонов. В рамках утвержденного плана мероприятий сформирован перечень имущества, которое вошло в уставной капитал данных ДО,  производилась их независимая рыночная оценка.

В результате 1 июля 2011 года из Центральной дирекции по ремонту

Похожие материалы

Информация о работе