Проектирование электротехнических изделий: Методические указания к практическим занятиям (Технологические карты-инструкции по выполнению практических занятий), страница 16

Используемые средства обучения: технологическая карта-инструкция, тетрадь, микрокалькулятор, ручка, линейка.

Краткие сведения из теории

Статистика показывает, что из общего числа отказов электрических машин более 30% приходится на подшипники. Выход из строя подшипника в машинах общего применения ведёт за собой остановку агрегата и соответствующие затраты на ремонт. В авиационных машинах отказы подшипников могут сопровождаться серьезными авариями, ставящими под угрозу человеческие жизни. Поэтому правильный выбор подшипников и устройств подшипниковых узлов, защита и смазка подшипников является важнейшими при проектировании электрических машин.

По характеру трения подшипники бывают:

-  подшипники скольжения;

-  подшипники качения.

Подшипники качения получили большое применение благодаря ряду преимуществ:

-  минимальному коэффициенту трения;

-  незначительному износу;

-  простоте обслуживания;

-  высокому КПД и т.д.

Подшипники скольжения используют в крупных машинах специального назначения и микромашинах.

Для каждого подшипника гарантируется:

С0 – статическая грузоподъемность, Н;

С – динамическая грузоподъёмность, Н;

nmax – наибольшая допустимая частота вращения при пластичной и жидкой смазках.

Условное обозначение подшипников качения (ГОСТ 3189) наносится на торце кольца и состоит из ряда цифр и дополнительных знаков.

Смазка подшипников снижает коэффициент трения, перегрев и шум подшипника, защищает подшипник от пыли, грязи, атмосферных воздействий и предохраняет от коррозии.

Смазки бывают жидкие (минеральные масла) и пластичные (консистентные). Жидкая смазка наилучшим способом реализует все функции смазки и способствует вымыванию продуктов износа в подшипнике, чем повышает его ресурс. Однако устройство подшипниковых узлов для удержания жидкой смазки значительно сложнее, чем для пластичной. Поэтому в машинах с относительно небольшим ресурсом и в машинах с высокой ремонтопригодностью в большинстве случаев используют пластичные смазки, которых в подшипниках закрытого типа хватает на весь срок службы подшипника.

Таблица 8.1 – Некоторые пластичные смазочные материалы

Наименование и марка

Температура эксплуатации

Многоцелевая смазка

ЛИТОЛ 24 ГОСТ 21150

- 40 … + 130

Морозостойкая смазка

ЦИАТИМ 201 ГОСТ 6267

- 60… + 90

Термостойкая смазка

ЦИАТИМ 221 С ТУ 38101419

- 60… + 180


Таблица 8.2 – Некоторые жидкие смазочные материалы

Наименование

Вязкость

Температура, ºС

вспышки

застывания

Индустриальное масло

И20А ГОСТ 20799

24…27

при 50 0С

180

- 15

Авиационное масло

МС-20С ГОСТ 21743

20

при 100 0С

225

-18

Цилиндровое 38

ГОСТ 6411

38…44

при 100 0С

300

-17

Диаметр вала под сердечник dв, мм определяется по формуле

                                                    (8.1)

После эскизной компоновки узла определяют размер диаметра вала под подшипники, который берут немного меньшим по сравнению с диаметром вала под сердечник. Именно по диаметру вала под подшипники предварительно намечают подшипник (обычно лёгких серий). Пользуясь данными таблицы 18 справочного пособия для выбранного подшипника можно определить его статическую С0  и динамическую С грузоподъёмности, а также частоту вращения, которая должна быть не меньше рабочей.

По отношению А/С0 выбирают коэффициенты «е» и «у».

Таблица 8.3 – Выбор коэффициентов «e» и «y» по соотношению А/С0

А/С0

0,014

0,028

0,056

0,084

0,11

0,17

0,28

0,42

0,56

е

0,19

0,22

0,26

0,28

0,3

0,34

0,38

0,42

0,44

у

2,3

1,99

1,71

1,55

1,45

1,31

1,15

1,04

1,0