Используемые средства обучения: технологическая карта-инструкция, тетрадь, микрокалькулятор, ручка, линейка.
Краткие сведения из теории
Статистика показывает, что из общего числа отказов электрических машин более 30% приходится на подшипники. Выход из строя подшипника в машинах общего применения ведёт за собой остановку агрегата и соответствующие затраты на ремонт. В авиационных машинах отказы подшипников могут сопровождаться серьезными авариями, ставящими под угрозу человеческие жизни. Поэтому правильный выбор подшипников и устройств подшипниковых узлов, защита и смазка подшипников является важнейшими при проектировании электрических машин.
По характеру трения подшипники бывают:
- подшипники скольжения;
- подшипники качения.
Подшипники качения получили большое применение благодаря ряду преимуществ:
- минимальному коэффициенту трения;
- незначительному износу;
- простоте обслуживания;
- высокому КПД и т.д.
Подшипники скольжения используют в крупных машинах специального назначения и микромашинах.
Для каждого подшипника гарантируется:
- С0 – статическая грузоподъемность, Н;
- С – динамическая грузоподъёмность, Н;
- nmax – наибольшая допустимая частота вращения при пластичной и жидкой смазках.
Условное обозначение подшипников качения (ГОСТ 3189) наносится на торце кольца и состоит из ряда цифр и дополнительных знаков.
Смазка подшипников снижает коэффициент трения, перегрев и шум подшипника, защищает подшипник от пыли, грязи, атмосферных воздействий и предохраняет от коррозии.
Смазки бывают жидкие (минеральные масла) и пластичные (консистентные). Жидкая смазка наилучшим способом реализует все функции смазки и способствует вымыванию продуктов износа в подшипнике, чем повышает его ресурс. Однако устройство подшипниковых узлов для удержания жидкой смазки значительно сложнее, чем для пластичной. Поэтому в машинах с относительно небольшим ресурсом и в машинах с высокой ремонтопригодностью в большинстве случаев используют пластичные смазки, которых в подшипниках закрытого типа хватает на весь срок службы подшипника.
Таблица 8.1 – Некоторые пластичные смазочные материалы
Наименование и марка |
Температура эксплуатации |
Многоцелевая смазка ЛИТОЛ 24 ГОСТ 21150 |
- 40 … + 130 |
Морозостойкая смазка ЦИАТИМ 201 ГОСТ 6267 |
- 60… + 90 |
Термостойкая смазка ЦИАТИМ 221 С ТУ 38101419 |
- 60… + 180 |
Таблица 8.2 – Некоторые жидкие смазочные материалы
Наименование |
Вязкость |
Температура, ºС |
|
вспышки |
застывания |
||
Индустриальное масло И20А ГОСТ 20799 |
24…27 при 50 0С |
180 |
- 15 |
Авиационное масло МС-20С ГОСТ 21743 |
20 при 100 0С |
225 |
-18 |
Цилиндровое 38 ГОСТ 6411 |
38…44 при 100 0С |
300 |
-17 |
Диаметр вала под сердечник dв, мм определяется по формуле
(8.1)
После эскизной компоновки узла определяют размер диаметра вала под подшипники, который берут немного меньшим по сравнению с диаметром вала под сердечник. Именно по диаметру вала под подшипники предварительно намечают подшипник (обычно лёгких серий). Пользуясь данными таблицы 18 справочного пособия для выбранного подшипника можно определить его статическую С0 и динамическую С грузоподъёмности, а также частоту вращения, которая должна быть не меньше рабочей.
По отношению А/С0 выбирают коэффициенты «е» и «у».
Таблица 8.3 – Выбор коэффициентов «e» и «y» по соотношению А/С0
А/С0 |
0,014 |
0,028 |
0,056 |
0,084 |
0,11 |
0,17 |
0,28 |
0,42 |
0,56 |
е |
0,19 |
0,22 |
0,26 |
0,28 |
0,3 |
0,34 |
0,38 |
0,42 |
0,44 |
у |
2,3 |
1,99 |
1,71 |
1,55 |
1,45 |
1,31 |
1,15 |
1,04 |
1,0 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.