(6.3)
(6.4)
где – коэффициент полезного действия, определяемый ориентировочно по графику, приведенному на рисунке 7 справочного пособия, в зависимости от мощности электрической машины
Для электродвигателей и генераторов общего применения и летательных аппаратов используется формула (6.2). Ее можно применять и для маломощных генераторов. Для маломощных электродвигателей, работающих в длительном режиме, применяется формула (6.3). Расчеты по формуле (6.4) ведутся для маломощных двигателей кратковременного и повторно-кратковременного режимов.
Ток машины и якоря
Ток генератора I1, А определяется по формуле:
(6.5)
Ток электродвигателя, А:
(6.6)
Ток якоря в общем случае отличается от тока машины и зависит от системы возбуждения:
а) при последовательном возбуждении для генератора и двигателя:
(6.7)
б) при параллельном и смешанном возбуждении:
- для генератора, А
(6.8)
- для двигателя, А
, (6.9)
где Iш – ток в параллельной (шунтовой) обмотке.
Как правило, ток в параллельной обмотке составляет:
(6.10)
Линейная нагрузка якоря
Линейная нагрузка якоря – это число амперпроводов, приходящихся на сантиметр длины окружности якоря:
(6.11)
где Nя – число эффективных проводников обмотки якоря;
2а – число параллельных ветвей;
Dя – диаметр якоря.
В расчетах линейную нагрузку обычно принимают в зависимости от диаметра якоря по справочным рекомендациям. Увеличение линейной нагрузки якоря приводит к уменьшению размеров и массы машины, но при этом возрастают потери, уменьшается КПД, увеличивается нагрев обмотки, ухудшается коммутация машины, уменьшается перегрузочная способность в машинах малой мощности.
На рисунке 8 справочного пособия приведена зависимость линейной нагрузки А от диаметра якоря Dя для машин общего применения.
Большие значения А рекомендуются для электродвигателей и генераторов общего применения с нормальной скоростью вращения, работающих без перегрузок, при хорошей вентиляции в длительном режиме. Нижний предел диапазона – для тихоходных машин с собственной вентиляцией.
Магнитная индукция в воздушном зазоре
Согласно главному расчетному уравнению машины с целью уменьшения главных размеров желательно было бы увеличить индукцию в воздушном зазоре. Однако это целесообразно только до определенного предела, так как с ростом магнитной индукции Bδ ухудшаются другие характеристики машины: увеличиваются потери в обмотке возбуждения, а также сечение, объем и вес этой обмотки и, следовательно, высота и диаметр станины; увеличивается магнитная индукция в других частях магнитопровода, сечение, объем и вес магнитопровода; растут магнитные потери.
Рекомендуемые значения Bδ приведены на рисунке 10 справочного пособия.
Расчетный коэффициент полюсной дуги
Расчетный коэффициент полюсной дуги ai определяется по формуле
(6.12)
где bi гн – расчетная длина полюсной дуги наконечника главного полюса;
τ – полюсное деление.
Недостатками увеличения коэффициента полюсной дуги являются увеличение магнитных потоков рассеивания, ухудшение условий коммутации, ухудшение условий размещения главных и добавочных полюсов и их обмоток.
Коэффициент полюсной дуги выбирается в зависимости от числа полюсов и диаметра якоря. Для машин общего применения с добавочными полюсами при 2р ≥ 4 выбирают αi = 0,60…0,72, либо в зависимости от диаметра якоря по рисунку 9 справочного пособия. Для машин без добавочных полюсов:
αi = 0,65…0,80.
При 2р = 2 можно выбирать αi = 0,68…0,70. Меньшие значения рекомендуют для быстроходных машин с тяжелой коммутацией. Уменьшение расчетного коэффициента полюсной дуги позволяет увеличить ширину зоны коммутации и этим улучшить коммутацию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.