Минздрав России
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации»
(ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗ РФ)
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
Хабаровский филиал
Федерального государственного бюджетного учреждения
«Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания»
Сибирского отделения Российской академии медицинских наук - Научно-исследовательский институт охраны материнства и детства
(ХФ ФГБУ «ДНЦ ФПД» СО РАМН-НИИ ОМиД)
Иммунология –
клиническая иммунология
руководство к практическим занятиям
(часть 1)
ХАБАРОВСК
2014
УДК 612.017.1+616 (076.5)
ББК 52.7+53.1 я73-4
И 537
Рецензенты:
доц., зав. кафедрой, терапевтической стоматологии
Н.М – член методического совета стоматологического факультета
Иммунология – клиническая иммунология руководство к практическим занятиям для обучающихся на 2 курсе стоматологического факультета // И.П. , А.С. Соловьева, Е.П. Когут, Е.В. Тазалова, Н.В. Стрельникова – часть 1, Хабаровск: Изд-во ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2014. – 110 с.
Руководство составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 - «Стоматология» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» января 2011 г N 16. Зарегистрирован в Минюст России от «31» марта 2011 г. N 20358. Учебного плана ДВГМУ по специальности 060201 «Стоматология», утвержденного от «02» сентября 2011, № 1.
Содержит планы практических занятий, контрольные вопросы, рекомендации к практической работе, дополнительный материал.
Предназначено для обучающихся на 2 курсе стоматологического факультета
Утверждено
Центральным методическим советом ГБОУ ВПО ДВГМУ
в качестве руководства к практическим занятиям по иммунологии - клинической иммунологии для обучающихся на 2 курсе
по специальности 060201 «Стоматология»
Печатаются по решению ЦМС ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России
© Издательство ДВГМУ,2014
Практическое занятие 1
Тема. Виды иммунитета. Физиологические механизмы видового иммунитета. Фагоцитоз. Методы оценки фагоцитоза
Цель занятия. Освоить понятие «иммунитет», современное определение иммунитета. Изучить механизмы неспецифической защиты, методы их оценки. Фагоцитоз. Методы оценки. Фагоцитарный индекс и фагоцитарное число. Хемилюминесценция. Определение общей окислительно-восстановительной активности нейтрофилов в тесте восстановления нитро-синего тетразолия (НСТ).
Методические указания к практической работе
Продолжительность занятия: 2 академических часа (90 минут)
Место проведения занятия: учебная аудитория
Материально-техническое оснащение – таблицы: острое воспаление, фагоцитирующие клетки, фагоцитоз. Стенды, микроскопы, микропрепараты, вакцины
Хронометраж практического занятия:
1. Вводное слово преподавателя – 5 мин
2. Проверка исходного уровня знаний (тест-контроль) – 15 мин
3. Разбор теоретических вопросов по теме: «Виды иммунитета» – 35 мин
a) Определение понятия «иммунитет»
b) Формы иммунитета
c) Основные признаки неспецифической защиты организма
d) Основные факторы неспецифической резистентности
e) Барьерные функции кожных и слизистых покровов
f) Защитная роль нормальной микрофлоры
g) Клеточные факторы неспецифической защиты и их характеристика
h) Фагоцитоз. Фагоцитарные клетки. Стадии фагоцитоза. Механизмы «метаболического взрыва». Цитокины нейтрофильных лейкоцитов
i) Фагоцитарный индекс и фагоцитарное число. Опсоно-фагоцитарная реакция
j) Отличие незавершенного фагоцитоза от завершенного. Значение
k) Принцип метода хемилюминесценции
l) Принцип метода НСТ
m) Техника постановки исследования НСТ
4. Выполнение практической работы – 30 мин
Практическая работа
1. Изучить схему 1 «Врожденные и приобретенные иммунные механизмы устойчивости» (записать в тетрадь)
Схема 1
Врожденные и приобретенные иммунные
механизмы устойчивости
2. Изучить основные стадии фагоцитоза (нарисовать стадии фагоцитоза в тетради, схема 2)
Схема 2
Стадии фагоцитоза
Стадии фагоцитоза:
- хемотаксис,
- адгезия,
- эндоцитоз,
- формирование фагосомы.
Образование фаголизосомы. В цитозоле фагосомы сливаются с первичными лизосомами, образуя фаголизосомы. Первичные лизосомы, образованные аппаратом Гольджи, содержат ряд заключённых в гранулы гидролаз, способных разрушать органические молекулы в кислой среде фаголизосом: протеиназы, фосфатазы, эстеразы, ДНК- азы, РНК-азы. Низкое значение рН внутри фагосом оказывает бактерицидное действие и создаёт оптимальную среду для активации лизосомальных гидролаз. В результате действия этих ферментов разрушаются полимерные молекулы микроорганизмов и образуются аминокислоты, моносахариды, нуклеотиды, которые поступают в цитозоль и могут использоваться клеткой (рис. 1).
Активация кислородзависимых бактерицидных механизмов уничтожения микробов. Ферментный комплекс мембраны фагосом – NADPH-оксидаза – восстанавливает О2, образуя супероксидный анион:
2 О2 + NADPH → 2 O2- + NADP+ + H+ .
Активация NADP-оксидазы, локализованной в мембране клетки, вызывает образование супероксидного аниона. В результате впячивания мембраны супероксид вместе с бактериальной клеткой оказываются в фагосоме. Супероксидный анион генерирует образование других токсичных молекул, включая Н2О2 и ОН•.
Миелопероксидаза, содержащаяся в гранулах фагоцитирующих клеток, секретируется в фагосому, где образует HOCl и тем самым способствуют её уничтожению.
Супероксидный анион спонтанно или при участии фермента супероксиддисмутазы превращается в пероксид водорода:
О2- + О2- + 2Н+ → Н2О2 + О2.
Под действием миелопероксидазы из пероксидов в присутствии галогенов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.