Иммунология – клиническая иммунология: Руководство к практическим занятиям

Страницы работы

113 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Минздрав России

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

(ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗ РФ)

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

Хабаровский филиал

Федерального государственного бюджетного учреждения

«Дальневосточный  научный центр физиологии и патологии  дыхания»

Сибирского отделения Российской академии медицинских наук - Научно-исследовательский институт охраны материнства и детства

(ХФ ФГБУ «ДНЦ ФПД» СО РАМН-НИИ ОМиД)

Иммунология –

клиническая иммунология

руководство к практическим  занятиям

(часть 1)

ХАБАРОВСК

2014

УДК 612.017.1+616 (076.5)

ББК 52.7+53.1 я73-4

И 537

Рецензенты:

доц., зав. кафедрой,  терапевтической стоматологии

Н.М – член методического совета стоматологического факультета

Иммунология – клиническая иммунология  руководство к практическим занятиям  для обучающихся на  2 курсе стоматологического факультета // И.П. ,  А.С. Соловьева, Е.П. Когут, Е.В. Тазалова, Н.В. Стрельникова – часть 1, Хабаровск: Изд-во ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2014. –  110 с.

Руководство составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 - «Стоматология» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» января 2011 г N 16. Зарегистрирован в Минюст России от «31» марта 2011 г. N 20358. Учебного плана  ДВГМУ по специальности 060201 «Стоматология», утвержденного от «02» сентября 2011, № 1.

Содержит планы  практических занятий, контрольные вопросы, рекомендации к практической работе, дополнительный материал.

Предназначено для обучающихся на 2 курсе  стоматологического факультета                    

Утверждено

Центральным методическим советом  ГБОУ ВПО ДВГМУ

в качестве  руководства к практическим занятиям по иммунологии - клинической иммунологии для обучающихся  на 2 курсе

по специальности  060201 «Стоматология»

Печатаются по решению ЦМС ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России

© Издательство ДВГМУ,2014

Практическое занятие 1

Тема. Виды иммунитета.  Физиологические механизмы видового иммунитета. Фагоцитоз. Методы оценки фагоцитоза

Цель занятия. Освоить понятие «иммунитет», современное определение иммунитета. Изучить механизмы неспецифической защиты, методы их оценки.         Фагоцитоз. Методы оценки. Фагоцитарный индекс и фагоцитарное число. Хемилюминесценция. Определение общей окислительно-восстановительной активности нейтрофилов в тесте восстановления нитро-синего тетразолия (НСТ).

Методические указания к практической работе

Продолжительность занятия: 2 академических часа (90 минут)

Место проведения занятия:  учебная аудитория

Материально-техническое оснащение – таблицы: острое воспаление, фагоцитирующие клетки, фагоцитоз. Стенды, микроскопы, микропрепараты, вакцины

Хронометраж практического занятия:

1.   Вводное слово преподавателя – 5 мин

2.   Проверка исходного уровня знаний (тест-контроль) – 15 мин

3.  Разбор теоретических вопросов по теме: «Виды иммунитета» –          35 мин

a)  Определение понятия «иммунитет»

b)  Формы иммунитета

c)  Основные признаки неспецифической защиты организма

d)  Основные факторы неспецифической резистентности

e)  Барьерные функции кожных и слизистых покровов

f)  Защитная роль нормальной микрофлоры

g)  Клеточные факторы неспецифической защиты и их характеристика

h)  Фагоцитоз. Фагоцитарные клетки. Стадии фагоцитоза. Механизмы «метаболического взрыва». Цитокины нейтрофильных лейкоцитов

i)  Фагоцитарный индекс и фагоцитарное число. Опсоно-фагоцитарная реакция

j)  Отличие незавершенного фагоцитоза  от завершенного. Значение

k)  Принцип метода хемилюминесценции

l)  Принцип метода НСТ

m) Техника постановки исследования НСТ

4.  Выполнение практической работы – 30 мин

Практическая работа

1. Изучить схему 1  «Врожденные и приобретенные иммунные механизмы устойчивости»    (записать в тетрадь)

Схема 1

Врожденные и приобретенные иммунные

механизмы устойчивости

2. Изучить  основные стадии фагоцитоза (нарисовать стадии фагоцитоза в тетради, схема 2)

Схема 2

Стадии фагоцитоза

Стадии фагоцитоза:

- хемотаксис,

- адгезия,  

- эндоцитоз,

- формирование фагосомы.

     Образование фаголизосомы. В цитозоле фагосомы сливаются с первичными лизосомами, образуя фаголизосомы. Первичные лизосомы, образованные аппаратом Гольджи, содержат ряд заключённых в гранулы гидролаз, способных разрушать органические молекулы в кислой среде фаголизосом: протеиназы, фосфатазы, эстеразы, ДНК- азы, РНК-азы. Низкое значение рН внутри фагосом оказывает бактерицидное действие и создаёт оптимальную среду для активации лизосомальных гидролаз. В результате действия этих ферментов разрушаются полимерные молекулы микроорганизмов и образуются аминокислоты, моносахариды, нуклеотиды, которые поступают в цитозоль и могут использоваться клеткой   (рис.  1).

Активация кислородзависимых бактерицидных механизмов уничтожения микробов. Ферментный комплекс мембраны фагосом – NADPH-оксидаза  – восстанавливает О2, образуя супероксидный анион:

2 О2 + NADPH → 2 O2- + NADP+ + H+ .

Активация NADP-оксидазы, локализованной в мембране клетки, вызывает образование супероксидного аниона. В результате впячивания мембраны супероксид вместе с бактериальной клеткой оказываются в фагосоме. Супероксидный анион генерирует образование других токсичных молекул, включая Н2О2 и ОН.

Миелопероксидаза, содержащаяся в гранулах фагоцитирующих клеток, секретируется в фагосому, где образует HOCl и тем самым способствуют её уничтожению.

Супероксидный анион спонтанно или при участии фермента супероксиддисмутазы превращается в пероксид водорода:

О2- + О2- + 2Н+ → Н2О2 + О2.

Под действием миелопероксидазы  из пероксидов в присутствии галогенов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
9 Mb
Скачали:
0