15.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
Оценка персонала является
основой множества процедур:
§ Приема на работу;
§ Внутренних перемещений;
§ Увольнений;
§ Зачисления в составу резерва на выдвижение;
§ Материального и морального стимулирования;
§ Применения санкций;
§ Переподготовки и повышения квалификации;
§ Контроля;
§ Совершенствования показателей управленческого труда
К процедуре оценки
предъявляют следующие требования:
1. Объективность (независимость от частного мнения);
2. Надежность (свобода от внешней ситуации);
3. Достоверность;
4. ориентированность на перспективу;
5. Комплексность;
6. Доступность информации о критериях и результатах,
понятность;
7. Учет особенностей проводимой кадровой политики.
Для оценки используются такие
понятия как:
§ Факторы – те
или иные характеристики людей, подлежащие оценке;
§ Показатели –
степень выраженности этих характеристик;
§ Критерии –
пороговые значения, за которыми состояние факторов будет удовлетворять или не
удовлетворять неким требованиям.
Оценочные процедуры
подразделяют на:
- Традиционные (сфокусированы на отдельном работнике вне организационного контекста,
основываются на субъективном мнении руководителя или окружающих)
- Нетрадиционные (оценка в рамках группового взаимодействия, где люди в процессе
имитации конкретной деятельности могут полностью раскрыть себя и свои
способности)
Виды оценочных процедур:
- Наблюдение оцениваемого лица в процессе повседневного или эпизодического
общения;
- Собеседование (кадровое интервью) в том числе «интервью наоборот» (проверка
умения правильно оценить других – проведение собеседования с несколькими
кандидатами – принятие решения);
- Опрос лиц, сталкивающихся с оцениваемым в
служебной и неслужебной обстановке (360 –градусный метод оценки), но этот метод потенциально
конфликтен;
- Анализ и проверка документов;
- Медицинское освидетельствование;
- Психологическое тестирование;
- Графологическая и физиогномическая экспертиза;
- Астрологическое прогнозирование;
- Оценка специально выполненных работ;
- Групповая дискуссия (так называемый «аквариум» - 10-15 человек дискутируют,
перерывы через 20 мин. Запись на видео, оценка специалистов и высших
менеджеров);
- Оценка на малой группе (деятельность работника разделяется на
составляющие и оценивается по каждой из них. Действия оцениваются – успешные,
неуспешные, - цена достижения);
- Ситуационное моделирование (оценка поведения в специальной ситуации);
- Оценочные Центры - специальные
независимые структуры или разовые мероприятия, организуемые в рамках фирм
на коммерческой основе.
Методы оценки
- Метод стандартных оценок – руководитель заполняет специальную форму,
характеризуя каждый аспект работы сотрудника (можно совместно со службой
персонала);
- Метод вынужденного выбора – проставление оценок 4-0, каждой характеристике
работника, соответствующих эффективной/неэффективной работе – индекс
эффективности);
- Метод анкет и сравнительных анкет (галочка или
пустое место в перечне характеристик) – совпадение фактических качеств с требуемыми (в базовом перечне
должно быть не более 30-33 качеств);
- Описательный метод (последовательная обстоятельная характеристика
достоинств и недостатков работника, по результатам повседневного
наблюдения за ним);
- Метод критического случая (эксперт ведет запись удачного/неудачного
исполнения обязанностей подчиненного и один раз в полгода обсуждает их с
ним);
- Метод решающей ситуации (правильное/неправильное поведение исполнителя в
определенной ситуации, может быть специально заданной);
- Метод шкалы наблюдения за поведением (также основан на решающей ситуации, фиксация –
сколько раз, - каким образом вел себя в ней);
- Метод шкалы рейтингов поведенческих установок (заполнение анкеты 6-10 важнейших характеристик
работы, формулируемых как оцениваемым, так и экспертом на основе анализа
5-6 решающих ситуаций);
- Метод определения степени достижения намеченных
целей (ориентируется на выполнение,
побуждение к раскрытию своего потенциала).
Измерение, в основном,
осуществляется путем:
1. Сравнения двух объектов между собой;
2. Сравнение с эталоном
3. Определение частоты проявления какого-то качества
объекта в серии