Рекомендации абитуриенту.
Для правильного решения любой предложенной задачи необходимо владеть теоретическим материалом, относящимся к содержанию задачи.
Приступая к решению задачи, вспомните определения и основные свойства величин и понятий, относящиеся к рассматриваемой задаче. Например:
1. Дан прямоугольный треугольник, следовательно, …
2. Требуется решить неравенство: решением неравенства называется…. Затем вспомнить основные свойства неравенств и т.д.
3. Окружность описана около прямоугольного треугольника, следовательно, …
4. Решить неравенство с модулем: надо разбить числовую ось на отдельные промежутки, в каждом из которых предложенное неравенство не содержит знака абсолютной величины и т.д.
5. Требуется решить логарифмическое (показательное) уравнение. Вспомните основные свойства логарифмической (показательной) функции и посмотрите, какие из них разумно использовать.
Если нужно сделать чертеж, то следует сделать его в соответствии с условиями задачи. Хороший чертеж – помощник в решении задачи, он может подсказать правильный способ решения задачи.
При решении уравнения сравните между собой все входящие в уравнение величины, попробуйте найти что-то общее между ними или установите связь между некоторыми из них.
При решении тренировочных задач запоминайте использованные способы и специальные приемы, которые позволили решить задачу.
Образцы вариантов
задач по математике, предлагавшихся на вступительных письменных испытаниях в
СЗТУ в 2005 году
ВАРИАНТ 1
2. Решить уравнение
3. Доказать тождество
.
4. В равнобедренный треугольник, длина основания которого равна 3 см, а длина высоты 6 см, вписан квадрат, сторона которого лежит на основании, а противоположные вершины на боковых сторонах. Найти длину стороны квадрата.
5. Решить неравенство где
.
ВАРИАНТ 2
2. Решить уравнение
3. Доказать тождество
.
4. Стороны основания прямого параллелепипеда образуют угол, равный 600, а их длины равны 8 см и 15 см. Меньшая из площадей диагональных сечений равна 130 см2. Найти площадь боковой поверхности параллелепипеда.
5. Решить систему уравнений
Решения задач предложенных вариантов
ВАРИАНТ 1
Решение. Область определения уравнения задается
системой неравенств Применяя
свойства логарифмов
получаем
, откуда
или
.
Корни последнего квадратного уравнения .
Второй корень не
входит в ООУ.
Ответ:
2. Решить уравнение
Решение. Делим обе части уравнения на . Уравнение
приобретает вид
. Делаем
замену переменных
. Получаем
квадратное уравнение
.
Корни квадратного уравнения
.
.
Значение
не подходит, т.к.
.
Возвращаемся к исходной переменной: , следовательно,
Ответ: .
3. Доказать тождество
.
Решение. Преобразуем левую часть. Упростим первую
скобку, используя формулу сокращенного умножения . Во второй скобке
используем формулу сокращенного умножения
.
. Используя
определение степени с отрицательным показателем, будем иметь
.
Тождество доказано.
4. В равнобедренный треугольник, длина основания которого равна 3 см, а длина высоты 6 см, вписан квадрат, сторона которого лежит на основании, а противоположные вершины на боковых сторонах. Найти длину стороны квадрата.
Решение.
1 способ. Обозначим длину стороны
квадрата через . Треугольники
и
подобны, т.к.
параллельна
и, следовательно,
справедливо равенство
откуда следует , или окончательно
.
2 способ. Площадь
треугольника равна , где
- основание
треугольника,
высота,
опущенная на основание. Тогда площадь треугольника
.
Обозначим длину стороны квадрата . Площадь квадрата
.
Теперь заметим, что площадь треугольника можно представить в
виде
.
Найдем площадь каждого из трех треугольников:
;
, ясно, что
, тогда
,
, причем
, отсюда следует, что
.
Подставим найденные площади трех треугольников и квадрата в
формулу для определения площади данного треугольника
.
Упростим полученное выражение:
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.