УТВЕРЖДЕНО
протокол № от « » 2008г.
|  | 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 030301 Психология
Специализация Педагогическая психология
Специализация Психология развития и
возрастная психология
Автор и составитель программы – доктор психологических наук
Рецензент - доктор психологических наук
Общее количество часов по дисциплине – 70 часов
Продолжительность дисциплины –
очн. форма – 32 часа очно-заочная ф. – 16 часов заочная ф. – 8 часов
1. Место дисциплины в учебном плане.
- Дисциплина является обязательной для студентов факультета:
- Базовые дисциплины: общая психология, возрастная психология, психология младшего школьного возраста, педагогическая психология, педагогика,
- Для занятий необходимы: видеомагнитофон, образцы методических пособий и учебников по развивающему обучению.
- Предполагается, что студенты имеют представления о возрастных особенностях современных детей, роли обучения в психическом развитии детей. Знают определения основных психических функций, основные положения теории деятельности.
Образовательные результаты:
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
· особенности системы современного начального образования;
· логико-предметные и логико-психологическоие основы теории учебной деятельности;
· строение учебной деятельности и иметь представление об «учебной задаче»;
· каким образом происходит развитие учеников в учебной деятельности;
· методы диагностики развития основ теоретического мышления.
б) уметь:
· применять методы диагностики развития основ теоретического мышления.
· разрабатывать аналоги учебных задач и анализировать возможные сценарии их решения,
· различать типы учебных действий
· на основе имеющихся методик создавать варианты тестовых заданий для диагностики развития теоретического мышления школьников.
2. Аннотация дисциплины.
Одним из самых заметных явлений последнего десятилетия в образовании России стало широкое распространение развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. За это время в различных издательствах вышло более ста книг, посвященных теории и практике развивающего обучения (монографии, методические пособия для учителей, учебники для детей, сборники, брошюры и т.д.).
В основе развивающего обучения лежит так называемая теория учебной деятельности (ТУД). Она создавалась для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению благоприятные стартовые условия для вхождения в мир, облик которого определила научно-техническая революция. Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и т.п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, то есть действовать на основе теоретически представляемой реальности. И чем сложнее стоят задачи, тем меньше возможностей действовать по инструкции, не вдаваясь в существо дела, и тем выше требования к способности человека "зреть в корень", то есть к способности теоретического мышления.
ТУД занимает особое положение среди других отечественных психологических теорий учения. Она реализована в конкретных технологиях, имеющих широкое распространение в практике. В этой связи интересным и полезным для психолога является знакомство с тем, как основные положения теории реализуются в практике. Изучение ТУД строится на сочетании теоретических занятий в форме диалога и анализа обширного эмпирического материала.
3. Тематический план и расчет часов по видам занятий учебной
дисциплины «Психологическая теория учебной деятельности»
| Номера и наименования тем | Кол-во часов по очной форме | Кол-во часов по очно-заочной форме | Кол-во часов по заочной форме | |||||||
| Всего | Лекции | Семинары | Самостоят | Лекции | Семинары | Самостоят. | Лекции | Семинары | Самостоят | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
| Раздел 1. Общая характеристика системы начального образования. | ||||||||||
| 1.1.Современная социокультурная ситуация развития детей | 5 | 2 | 1 | 2 | 0,5 | 0,5 | 4 | 0,5 | 0,5 | 4,5 | 
| 1.2. Обучение и развитие в начальной школе | 5 | 2 | 1 | 2 | 0,5 | 0,5 | 4 | 4,5 | ||
| Раздел 2. Логико-предметные и логико-психологическоие основы теории учебной | ||||||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.