Возрастное онтогенетическое психическое развитие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  • Нарушения формирования школьных навыков (счет, чтение, письмо, зрительно-пространственная ориентировка);
  • Эмоционально-поведенческие расстройства (гиперактивность, тормозимость, оппозиционно-вызывающие расстройства, агрессивность, аддикции;
  • Основные медико-психологические задачи: определение готовности к школьному обучению, выбор дифференцированных форм обучения, предупреждение школьных неврозов, эмоционально-поведенческих расстройств

Пубертатный период от 11-12 до 15 лет

  • Ярко выраженный нейроэндокринный и сексуальный сдвиг с существенным усилением либидо;
  • Манифестация диссоциальных эксцессов пубертатного периода с реакциями протестного, агрессивно-деструктивного характера; риск суицидных тенденций в связи со страхом наказания или манипулятивными действиями (шантаж);
  • Перенос эротического компонента на фигуру, заменяющую родителей: идол, учитель, сверстник/ца;
  • Сублимированное, замещающее удовлетворение (спорт, любительское ремесло, музыка, дружба, компьютерные игры);
  • Ребенок осваивает:
  • - прерывание психической связи с родителями;
  • - созревание всех функций с возрастающей самостоятельностью;
  • - развитие способностей любить и сопереживать партнеру;
  • - идентификация с группой (принятие, взаимность, самоутверждение)

Пубертатный период от 11-12 до 15 лет

  • Закладывающиеся основные нарушения:
  • - возможно проявление перверсий;
  • - первичные проявления манифестаций на психотическом уровне;
  • -фиксация нарцистических установок в форме одиночества или ложных форм самоутверждения;
  • Возможные последствия:
  • - аскетизм пубертатного периода - защитный процесс для преодоления инстинктивного страха перед любыми влечениями;
  • - интеллектуализация как мысленное преодоление проблем, связанных с влечениями (болезненное мудрствование);
  • - отсутствие выдержки, эмоциональной близости в семье и как следствие: безнадзорность, импульсивность, склонность к аддикциям и правонарушениям.

Возрастное психическое развитие: стадии, ведущий конфликт и преформированные структуры реагирования

  • 1. Младенческий период (0-3 мес.) – интенциональная стадия - «Я – мир» - «доверие-недоверие»- шизоидная структура реагирования; страх перед близостью, отдачей;
  • 2. Период раннего детства (до 1-го года) – оральная стадия – «Я – Ты» - «близость против разлуки» - депрессивная структура реагирования; страх перед становлением «Я»;
  • 3. Период раннего детства (до 3-хлет) – анальная стадия – «Я – сам» -автономия против стыда и сомнений» - навязчивая структура реагирования; страх перед преходящим риском, переменами;
  • 4. Старший дошкольный период (от 4 –х до 6.0 - 7 лет) - фаллическая стадия – «Я – Мы» - «инициатива против чувства вины» - структура невроза с выраженной потребностью в признании, недостаточной подлинностью чувств или истерическая структура реагирования; страх перед признанием;
  • 5. Младший школьный период от 6.5 до 11-12 лет – латентный период -
  • 6. Старший школьный период (11-12-15 лет) – пубертатный период

  1. Младенческий период (0-3 мес.) – шизоидная структура реагирования

  • Причины возможных нарушений:
  • Тяжелая болезнь, смерть матери («потеря объекта»);
  • Враждебное отношение, неприятие ребенка со стороны матери;
  • Частая смена места пребывания, длительное пребывание в больнице, детских учреждениях;
  • Шизоидная структура:
  • 1.1. первичное недоверие;
  • 1.2. cильная потребность в независимости, стремление к самоудовлетворению;
  • 1.3. утверждение собственного мнения; обидчивость при несогласии;
  • 1.4. дистанцированность, холодность в отношениях
  • 1.5. способность к наблюдению, отстраненной объективности;
  • 1.6. отсутствие чувствительности, сентиментальности;
  • 1.7. недостаток интимности, страх перед сближением;
  • Защитные механизмы: изоляция, рационализация, регрессия, проекция, отрицание, расщепление

Младенческий период (0-3 мес.) – интровертированная, отчужденная (шизоидная) структура реагирования; поздние последствия

  • Ощущение холодности, дистанции, а также непредсказуемость, отсутствие чувства юмора;
  • Жалобы на потерю смысла жизни;
  • Неспособность к решению практических проблем;
  • Гипертрофированное самосознание, стремление к самоутверждению; обидчивость;
  • Отчуждение от собственного «Я», явления деперсонализации;
  • Нарушения контактов, ощущения пустоты и бессмысленности в сфере отношений; замкнутость;
  • Суицидальные тенденции;
  • Соматические проявления: кожные заболевания, нарушения развития

Похожие материалы

Информация о работе