- Нарушения формирования школьных навыков (счет, чтение, письмо, зрительно-пространственная ориентировка);
-
Эмоционально-поведенческие расстройства (гиперактивность, тормозимость, оппозиционно-вызывающие расстройства, агрессивность, аддикции;
-
Основные медико-психологические задачи: определение готовности к школьному обучению, выбор дифференцированных форм обучения, предупреждение школьных неврозов, эмоционально-поведенческих расстройств
Пубертатный период от 11-12 до 15 лет
-
Ярко выраженный нейроэндокринный и сексуальный сдвиг с существенным усилением либидо;
-
Манифестация диссоциальных эксцессов пубертатного периода с реакциями протестного, агрессивно-деструктивного характера; риск суицидных тенденций в связи со страхом наказания или манипулятивными действиями (шантаж);
-
Перенос эротического компонента на фигуру, заменяющую родителей: идол, учитель, сверстник/ца;
-
Сублимированное, замещающее удовлетворение (спорт, любительское ремесло, музыка, дружба, компьютерные игры);
-
Ребенок осваивает:
-
- прерывание психической связи с родителями;
-
- созревание всех функций с возрастающей самостоятельностью;
-
- развитие способностей любить и сопереживать партнеру;
-
- идентификация с группой (принятие, взаимность, самоутверждение)
Пубертатный период от 11-12 до 15 лет
-
Закладывающиеся основные нарушения:
-
- возможно проявление перверсий;
-
- первичные проявления манифестаций на психотическом уровне;
-
-фиксация нарцистических установок в форме одиночества или ложных форм самоутверждения;
-
Возможные последствия:
-
- аскетизм пубертатного периода - защитный процесс для преодоления инстинктивного страха перед любыми влечениями;
-
- интеллектуализация как мысленное преодоление проблем, связанных с влечениями (болезненное мудрствование);
-
- отсутствие выдержки, эмоциональной близости в семье и как следствие: безнадзорность, импульсивность, склонность к аддикциям и правонарушениям.
Возрастное психическое развитие: стадии, ведущий конфликт и преформированные структуры реагирования
-
1. Младенческий период (0-3 мес.) – интенциональная стадия - «Я – мир» - «доверие-недоверие»- шизоидная структура реагирования; страх перед близостью, отдачей;
-
2. Период раннего детства (до 1-го года) – оральная стадия – «Я – Ты» - «близость против разлуки» - депрессивная структура реагирования; страх перед становлением «Я»;
-
3. Период раннего детства (до 3-хлет) – анальная стадия – «Я – сам» -автономия против стыда и сомнений» - навязчивая структура реагирования; страх перед преходящим риском, переменами;
-
4. Старший дошкольный период (от 4 –х до 6.0 - 7 лет) - фаллическая стадия – «Я – Мы» - «инициатива против чувства вины» - структура невроза с выраженной потребностью в признании, недостаточной подлинностью чувств или истерическая структура реагирования; страх перед признанием;
-
5. Младший школьный период от 6.5 до 11-12 лет – латентный период -
-
6. Старший школьный период (11-12-15 лет) – пубертатный период
-
Младенческий период (0-3 мес.) –шизоидная структура реагирования
-
Причины возможных нарушений:
-
Тяжелая болезнь, смерть матери («потеря объекта»);
-
Враждебное отношение, неприятие ребенка со стороны матери;
-
Частая смена места пребывания, длительное пребывание в больнице, детских учреждениях;
-
Шизоидная структура:
-
1.1. первичное недоверие;
-
1.2. cильная потребность в независимости, стремление к самоудовлетворению;
-
1.3. утверждение собственного мнения; обидчивость при несогласии;
-
1.4. дистанцированность, холодность в отношениях
-
1.5. способность к наблюдению, отстраненной объективности;
-
1.6. отсутствие чувствительности, сентиментальности;
-
1.7. недостаток интимности, страх перед сближением;
-
Защитные механизмы: изоляция, рационализация, регрессия, проекция, отрицание, расщепление
Младенческий период (0-3 мес.) – интровертированная, отчужденная (шизоидная) структура реагирования; поздние последствия
-
Ощущение холодности, дистанции, а также непредсказуемость, отсутствие чувства юмора;
-
Жалобы на потерю смысла жизни;
-
Неспособность к решению практических проблем;
-
Гипертрофированное самосознание, стремление к самоутверждению; обидчивость;
-
Отчуждение от собственного «Я», явления деперсонализации;
-
Нарушения контактов, ощущения пустоты и бессмысленности в сфере отношений; замкнутость;
-
Суицидальные тенденции;
-
Соматические проявления: кожные заболевания, нарушения развития