1. Автор и составитель программы -
Рецензент: канд.психол. наук
Общее количество часов по дисциплине - 40 часов
Количество часов в неделю – 2 часа
2. Место дисциплины в учебном плане.
Дисциплина читается в 6 семестре для очной и очно-заочной форм обучения и в 5 семестре - для заочной формы обучения и является обязательной для всех специальностей факультета «Психологии образования»
Базовые знания, которыми должны обладать студенты: предполагается, что студенты имеют представление об: а) учебной деятельности и учебном процессе; в); роли общения и социализации в развитии личности ребенка; г) содержании работы практического психолога в системе образования и основных трудностях этой работы, а также владеют основными социально-психологическими понятиями.
Требования к уровню усвоения содержании дисциплины: студенты должны получить представление об основных социально-психологических теориях, описывающих процесс коммуникации; знания основных моделей, описывающих коммуникативный акт; подробные знания о видах и средствах общения, способах воздействия и противодействия в общении, механизмах восприятия и понимания других людей. Необходимым условием является овладение соответствующим понятийным аппаратом. В результате изучения дисциплины должно сложиться четкое представление о сложной природе, закономерностях и механизмах общения и специфике педагогического общения, сущности коммуникативной компетентности и методах ее повышения. Студенты должны получить знания о ряде техник эффективной коммуникации в педагогическом общении; овладеть способами анализа ситуаций общения, умение применять современные методики эффективного общения. Учебный предмет «Психология педагогического общения» способствует рефлексии собственной коммуникативной компетентности и усилением потребности к овладению широким диапазоном техник общения.
Для проведения занятий никаких специальных технических средств не требуется.
Цель дисциплины: Познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей. Задачи дисциплины: 1) ознакомить с основными подходами к пониманию общения и педагогического общения в частности; 2) обеспечить условия для развития высокой коммуникативной компетентности будущих практических психологов в области образования относительно понимания природы, прогнозирования и управления коммуникативными процессами; 3) развить навыки эффективного общения психологов как профессионального качества; 4) способствовать осознанию собственных коммуникативных качаств и присущего стиля общения, а также развитию потребности в саморазвитии коммуникативного потенциала; 5) обеспечить необходимыми коммуникативными средствами для успешной работы по повышению и поддержанию коммуникативной культуры педагогов.
4. Тематический план и расчёт часов учебной дисциплины
«Психология педагогического общения»по видам занятий
| Номера и наименования разделов и тем | Кол-во часов по очной форме | Кол-во часов на очно-заочной форме | Кол-во часов по заочной форме | ||||||||||
| Все-го | Лек-ции | Семинары | Сам. Ра-бота | Все-го | Лек-ции | Семинары | Сам.ра-бота | Все-го | Лек-ции | Сам. ра-бота | |||
| Раздел 1. Основные положения психологии общения | |||||||||||||
| 1.1.Основные тео-ретические подходы к пониманию общения | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 4 | ||||
| 1.2.Функции общения | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | |||
| 1.3. Классификация видов общения. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | |||||||
| 1.4. Модели общения | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | |||||
| 1.5.Коммуникатив-ная сторона общения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
| 1.6.Перцептивная сторона общения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
| 1.7. Интерактивная сторона общения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
| 1.8 Стили общения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
| Раздел II. Педагогическое общение и его специфические особенности | |||||||||||||
| 2.1. Роль общения в педагогической деятельности | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||
| 2.2.Коммуникативные, перцептивные и интерактивные осо-бенности педагоги-ческого общения. | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | ||||
| 2.3.Стили педагогического общения. | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | |||||
| 2.4. Конфликты в педагогическом общении | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | |||||
| Раздел III. Раздел III. Развитие коммуникативной компетентности в педагогическом общении | |||||||||||||
| 3.1.Коммуникатив-ная компетентность в педагогическом общении | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | ||||
| 3.1.Диагностика педагогической компетентности | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||
| 3.3.Методы развития коммуникативной компетентности | 5 | 3 | 2 | 5 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||
| 3.4.Техники эффек-тивной коммуника-ции в различных ситуациях общения. | 5 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | |||
| Всего | 40 | 16 | 16 | 8 | 40 | 16 | 16 | 8 | 40 | 4 | 36 | ||
5. Текущий контроль успеваемости
На очном и очно-заочном отделениях текущий контроль осуществляется в виде систематических опросов во время семинаров (продолжительность опроса – 5-10 мин), осуществляемых в устной форме. Тематика и форма опроса объявляется преподавателем заранее. В течение семестра проводится 5 опросов по всем трем разделам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.