1. Автор и составитель программы -
Рецензент: канд.психол. наук
Общее количество часов по дисциплине - 40 часов
Количество часов в неделю – 2 часа
2. Место дисциплины в учебном плане.
Дисциплина читается в 6 семестре для очной и очно-заочной форм обучения и в 5 семестре - для заочной формы обучения и является обязательной для всех специальностей факультета «Психологии образования»
Базовые знания, которыми должны обладать студенты: предполагается, что студенты имеют представление об: а) учебной деятельности и учебном процессе; в); роли общения и социализации в развитии личности ребенка; г) содержании работы практического психолога в системе образования и основных трудностях этой работы, а также владеют основными социально-психологическими понятиями.
Требования к уровню усвоения содержании дисциплины: студенты должны получить представление об основных социально-психологических теориях, описывающих процесс коммуникации; знания основных моделей, описывающих коммуникативный акт; подробные знания о видах и средствах общения, способах воздействия и противодействия в общении, механизмах восприятия и понимания других людей. Необходимым условием является овладение соответствующим понятийным аппаратом. В результате изучения дисциплины должно сложиться четкое представление о сложной природе, закономерностях и механизмах общения и специфике педагогического общения, сущности коммуникативной компетентности и методах ее повышения. Студенты должны получить знания о ряде техник эффективной коммуникации в педагогическом общении; овладеть способами анализа ситуаций общения, умение применять современные методики эффективного общения. Учебный предмет «Психология педагогического общения» способствует рефлексии собственной коммуникативной компетентности и усилением потребности к овладению широким диапазоном техник общения.
Для проведения занятий никаких специальных технических средств не требуется.
Цель дисциплины: Познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей. Задачи дисциплины: 1) ознакомить с основными подходами к пониманию общения и педагогического общения в частности; 2) обеспечить условия для развития высокой коммуникативной компетентности будущих практических психологов в области образования относительно понимания природы, прогнозирования и управления коммуникативными процессами; 3) развить навыки эффективного общения психологов как профессионального качества; 4) способствовать осознанию собственных коммуникативных качаств и присущего стиля общения, а также развитию потребности в саморазвитии коммуникативного потенциала; 5) обеспечить необходимыми коммуникативными средствами для успешной работы по повышению и поддержанию коммуникативной культуры педагогов.
4. Тематический план и расчёт часов учебной дисциплины
«Психология педагогического общения»по видам занятий
Номера и наименования разделов и тем |
Кол-во часов по очной форме |
Кол-во часов на очно-заочной форме |
Кол-во часов по заочной форме |
||||||||||
Все-го |
Лек-ции |
Семинары |
Сам. Ра-бота |
Все-го |
Лек-ции |
Семинары |
Сам.ра-бота |
Все-го |
Лек-ции |
Сам. ра-бота |
|||
Раздел 1. Основные положения психологии общения |
|||||||||||||
1.1.Основные тео-ретические подходы к пониманию общения |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
1 |
4 |
||||
1.2.Функции общения |
4 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
|||
1.3. Классификация видов общения. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|||||||
1.4. Модели общения |
4 |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
|||||
1.5.Коммуникатив-ная сторона общения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
1.6.Перцептивная сторона общения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
1.7. Интерактивная сторона общения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
1.8 Стили общения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
Раздел II. Педагогическое общение и его специфические особенности |
|||||||||||||
2.1. Роль общения в педагогической деятельности |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
||||
2.2.Коммуникативные, перцептивные и интерактивные осо-бенности педагоги-ческого общения. |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
3 |
||||
2.3.Стили педагогического общения. |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
|||||
2.4. Конфликты в педагогическом общении |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
|||||
Раздел III. Раздел III. Развитие коммуникативной компетентности в педагогическом общении |
|||||||||||||
3.1.Коммуникатив-ная компетентность в педагогическом общении |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
||||
3.1.Диагностика педагогической компетентности |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||||||
3.3.Методы развития коммуникативной компетентности |
5 |
3 |
2 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
|||||
3.4.Техники эффек-тивной коммуника-ции в различных ситуациях общения. |
5 |
1 |
3 |
1 |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
|||
Всего |
40 |
16 |
16 |
8 |
40 |
16 |
16 |
8 |
40 |
4 |
36 |
||
5. Текущий контроль успеваемости
На очном и очно-заочном отделениях текущий контроль осуществляется в виде систематических опросов во время семинаров (продолжительность опроса – 5-10 мин), осуществляемых в устной форме. Тематика и форма опроса объявляется преподавателем заранее. В течение семестра проводится 5 опросов по всем трем разделам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.