Программа дисциплины "Психология педагогического общения" (Содержание дисциплины. Задания для рубежного контроля. Вопросы к зачету)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический

университет

Факультет «Психология образования»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Специальность 020400 Психология

1.  Автор и составитель программы -

            Рецензент: канд.психол.  наук

Общее количество часов по дисциплине -  40 часов

Количество часов в неделю – 2 часа

2. Место дисциплины в учебном плане.

Дисциплина читается в 6 семестре для очной  и очно-заочной форм обучения и в 5 семестре - для заочной формы обучения и является обязательной  для всех специальностей факультета «Психологии образования»

Базовые знания, которыми должны обладать студенты: предполагается, что студенты имеют представление об: а) учебной деятельности и учебном процессе; в); роли общения и социализации в развитии личности ребенка;  г) содержании работы практического психолога в системе образования и основных трудностях этой работы, а также владеют основными социально-психологическими понятиями.

Требования к уровню усвоения содержании дисциплины: студенты должны получить представление об основных социально-психологических теориях, описывающих процесс коммуникации; знания основных моделей, описывающих коммуникативный акт;  подробные знания  о видах  и средствах общения, способах  воздействия и противодействия в общении, механизмах восприятия и понимания других людей. Необходимым условием является овладение соответствующим понятийным аппаратом. В результате изучения дисциплины должно сложиться четкое представление о сложной природе, закономерностях и механизмах общения и специфике педагогического общения, сущности коммуникативной компетентности и методах ее повышения. Студенты должны получить знания о ряде техник эффективной коммуникации в педагогическом общении; овладеть способами анализа ситуаций общения, умение применять современные методики эффективного общения. Учебный предмет «Психология педагогического общения» способствует рефлексии  собственной коммуникативной компетентности и усилением потребности к овладению широким диапазоном  техник  общения.

Для проведения занятий никаких специальных технических средств не требуется.

3. Аннотация дисциплины.

Цель дисциплины: Познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей. Задачи дисциплины: 1) ознакомить  с основными подходами к пониманию общения и педагогического общения в частности; 2) обеспечить условия для развития  высокой коммуникативной  компетентности будущих практических психологов в области образования относительно  понимания природы, прогнозирования и управления коммуникативными процессами; 3) развить навыки эффективного общения психологов как профессионального качества; 4) способствовать осознанию собственных коммуникативных качаств и присущего стиля общения, а также развитию потребности  в саморазвитии коммуникативного потенциала; 5) обеспечить необходимыми коммуникативными средствами для успешной работы по повышению и поддержанию коммуникативной культуры педагогов.

4.  Тематический план и расчёт часов учебной дисциплины

«Психология педагогического общения»по видам занятий

Номера и наименования разделов и тем

Кол-во часов по очной форме

Кол-во часов на очно-заочной  форме

Кол-во часов по заочной  форме

Все-го

Лек-ции

Семинары

Сам. Ра-бота

Все-го

Лек-ции

Семинары

Сам.ра-бота

Все-го

Лек-ции

Сам.

ра-бота

Раздел 1. Основные положения психологии общения

1.1.Основные тео-ретические подходы к пониманию общения

2

1

1

2

1

1

5

1

4

1.2.Функции общения

4

1

2

4

1

2

3

3

1.3. Классификация видов общения.

1

1

1

1

3

3

1.4.  Модели общения

4

3

1

4

3

1

3

3

1.5.Коммуникатив-ная сторона общения

1

1

1

1

1

1

1.6.Перцептивная сторона общения

1

1

1

1

1

1

1.7. Интерактивная сторона общения

1

1

1

1

1

1

1.8 Стили общения

1

1

1

1

1

1

Раздел II.  Педагогическое общение и его специфические особенности

2.1. Роль общения в педагогической деятельности

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2.2.Коммуникативные, перцептивные и интерактивные осо-бенности педагоги-ческого общения.

3

2

1

3

2

1

4

1

3

2.3.Стили педагогического общения.

3

2

1

3

2

1

3

3

2.4. Конфликты в педагогическом общении

3

2

1

3

2

1

3

3

Раздел III. Раздел III. Развитие коммуникативной компетентности в педагогическом общении

3.1.Коммуникатив-ная компетентность в педагогическом общении

2

1

1

2

1

1

3

1

2

3.1.Диагностика педагогической компетентности

2

2

1

1

3.3.Методы развития коммуникативной компетентности

5

3

2

5

3

2

3

3

3.4.Техники эффек-тивной коммуника-ции в различных ситуациях общения.

5

1

3

 1

5

1

3

 1

3

3

Всего

40

16

16

8

40

16

16

8

40

4

36

5.  Текущий контроль успеваемости

На очном и очно-заочном отделениях текущий контроль осуществляется в виде систематических опросов во время семинаров (продолжительность опроса – 5-10 мин), осуществляемых в устной форме. Тематика и форма опроса объявляется преподавателем  заранее.  В течение семестра проводится 5 опросов по всем трем разделам

Похожие материалы

Информация о работе