органов ч-в: зрения и слуха – это сосредоточение и задержка движ-й, св с их настройкой и управл-ем. Двигат эффект ВН в том, что нек О, мысли, воспом-я получают особую интенсивность и ясность по сравнению с др, т.к. вся двиг акт-ть оказ сосредоточ на них. В умении управ движ-ями закл секрет произв ВН. Произвольно восстанавливая движ-я, св с ч-т, мы обращаем на это ВН.
Узнадзе: связ с установкой. Как особ рода сост-я преднастройки, кот под влиянием опыта возникает в орг-ме и определяет его р-ции на посл возд-я. с пон-ем установки связано понимание объективации. Это выделение под влиянием установки опр образа или впечат-я, получ при В окр действ-ти. Этот образ и становится объектом ВН.
Педагогическая психология
Концепция школы диалога культур (В.С.Библер).
КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (В.С.БИБЛЕР). Владимир Библер родился 4 июля 1918 в Москве. Окончил Исторический факультет МГУ, аспирантуру Института философии АН СССР, участник Великой отечественной войны. Умер Библер 3 июня 2000 в Москве. Гуманитарное образование может быть построено вокруг задач и проблем, не имеющих однозначного решения и потому требующих самостоятельного поиска и творческой писательской работы. Единицей такой работы стало детское учебное литературное произведение. Феномен культуры пронизывает все решающие события жизни и создание людей нашего века. Автор утверждает, что культура есть там, где есть как минимум две культуры( общение людей разных культур, формы диалога) аспекты понимания и осмысления культуры как целостной и неделимой связаны с понятием личности, ибо культура есть порождение человека, присуща только ему. Человек появляется на свет как индивид во взаимодействии его психофизиологических качеств, воплощающих родовую принадлежность человека. Только во взаимодействии со средой, в общении с другими людьми индивид приобретает качественные характеристики, он становится личностью, тем больше личностью, чем больше он представлен в других. личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим. Диалогическое понимание культуры предполагает наличие общения с самим собой как с другим. Мыслить - значит говорить с самим собой... значит внутренне слышать себя самого”, Общение личностей в диалоге происходит благодаря некоторому атому общения - тексту. Человека можно изучать только через тексты, созданные или создаваемые им. Текст может быть представлен в разных формах: как живая речь человека; как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе; как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно вещная, деятельностная и т.д.) Гуманитарное мышление опирается на понимание как диалог, поэтому можно сказать, что гуманитарное мышление в определенной мере равнозначно диалогическому мышлению. Ключевая роль в концепции творчества отводится смыслу как ответу на духовный запрос личности, который может быть понят только человеком, поставившим вопросы и ищущим ответы. Характернейшей чертой философии В.С.Библера является метод «доведения до предела». Он сам именовал его «философской логикой культуры» или «логикой начала логики», которая непосредственно выражается в логических парадоксах.
КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (В.С. БИБЛЕР)
(Лекции).
Библер «Мышление как творчество»
Недостаток : современное обучение – монологично; непогрешимый носитель образования – учитель. Дело ученика – то, что ему навяжут.
По Библеру:
· Любое знание, достигн. на совр. этапе – проблематично.
· Любое знание – спорно, т.к. в разных концепциях одно и то же знание интерпретируется по-разному. (Культура Востока и Запада).
· В значительной мере знание – гипотетично (а гипотеза подлежит проверке).
Культура – социальное явление.
Диалект. познания – это постоянный непрекращающийся диалог. Из этого следует, что обучение д.б. построено диалогично. Все пройденные позиции, решения, утверждения дллжны анализироваться так. Словно они ещё реально существуют и взаимодействуют с современными знаниями.
3 значения Диалога:
· Диалог культур – диалог логик.
· Диалог голосов, т.е. участников дискуссии.
· Диалог с внутренним собеседником, с самим собой. (Я и Альтер – Эго).
Функция – регуляция самого мыслительного процесса.
Построение уроков.
Концепция уч. деятельности. Основные противоречия.
Уч. деятельность традиционно |
Урок - диалог |
|
1 |
Единая учебная задача для всех |
Пересмотр уч. задачи каждым уч-ся. У каждого – свой парадокс. |
2 |
Смысл – в разработке уч. задачи. |
«Обострение задачи», рождение гипотез, образов, привлечение заданий из прошлого опыта. |
3 |
Уч. задача решается целой системой уч. действий. |
Каждый ученик разрешает свой диалог методом мысленного эксп., кот. обостряет, углубляет проблему. |
4 |
Обычно – единственное, эталонное решение уч. ситуации. |
Принимаются различные варианты. |
5 |
Уч-ся движутся по одной намеченной траектории. |
Уч-ся – в разных культурах, в разных логиках. |
Современная образовательная ситуация, характеризующаяся усилением культурологических оснований педагогической науки и практики, формирование единого общеевропейского образовательного пространства, стремление к диалогу культур, потребность в актуализации историко-педагогического знания – всё это обуславливает тенденцию к “культуроцентрической” организации образования. Принцип культуросообразности подразумевает:
· учёт места и времени, в которые родился человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова;
· учёт нравов, традиций и обычаев эпохи, сословия, дух времени.
Концепция историко-культурной школы – школы с усиленным гуманитарным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.