Характеризует абсолютную чувствительность органов чувств.(чем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия)
Относительная (разностная) чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя.
Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.
Верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная сила раздражителя, при кот еще возникает адекватное ощущение.
Чем больше величина раздр-ля, тем больше д б прибавка.
Закон Бугера-Вебера. дI / I=const, где дI – величина добавочная, I – величина действ,
Фехнер иссл как св м/у собой интенсивность и сила раздр-ля. Закон Фехнера-Вебера: S=K lgI+C, где c,k – const, S – интенсивность ощущений, I- сила раздр-ля. Интенсивность ОЩ пропорциональна логарифму силы раздражителя. При возрастании силы раздр-ля в геометр прогрессии интенсивность ОЩ возрастает в арифмет. Разностная чув-ть нах в обратной завис-ти к величине порога различения. Чем порог различения больше, тем меньше разностн чув-ть.
Адаптация – изменение чув-ти органов чув-в под влиянием д-я раздр-ля.
Сенсибилизация – повышение чув-ти в рез-те взаимод-я анализаторов и упражнения.
Синестезия – возникновение под влиянием раздр-ля 1 анализатора ОЩ, хар для др анализатора.(зрит-слух)
ВОСПРИЯТИЕ И ОБРАЗ
Восприятие – отражение в сознании предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это наглядно-образное отраженеи действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений в совокупностит их различных свойств и частей.
Свойства восприятия:
1. Предметность (акт объективации, отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, играет большую роль в регуляции поведения.
2. Целостность (образ предметов не дан полностью в готовом виде, а как бы мысленно дорисовывается до некоторой цельной формы).
3. Структурность (Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспр абстраг-ю из этих ОЩ структуру).
4. Константность (сп-ть воспр пр-ты отн пост по форме, цвету, независимо от меняющ усл-й В).
5. Категориальность ((осмысленность) восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово.
6. Апперцепция (прошлый опыт). Зависимость восприятия от содержания психической жизни, от особенностей его личности.
7. Установка.
Виды В: по анализатору: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые.
По форме существования материи: восприятие пространства (форма, удаленность, величина, положение), времени (длит-ть, послед-ть, скорость), и движения (изм-е полож-я объектов). Фи-феномен – переживание движения (вертгеймер)
ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ - отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с коими взаимодействует деятельный субъект.
ОБРАЗ - обобщающая категория для всех осозн субъективн представл-й, кот носят связи сенсорн хар-ра.
(Смирнов): О м.б. чувственным и рациональным.
Св-ва О:
1. V содерж-я О безграничен, особенно рациональных.
2. Содерж-е О одномоментно.
3. В чувств образе м.б. воплощено люб абстактн содерж-е, но в этом случае материалом для постр-я О м служить не т простр-врем представл-я (зрит, слух, такт), но и внутр Р.
Образ В - отраж-е в идеальном плане внешн объекта или сцены непоср возд
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.