Проблема бессознательного в психологии. Педагогическая психология как отрасль психологической науки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

2

Общая психология

Проблема бессознательного в психологии

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им.  Бессознательное – непременная составная часть психической деятельности каждого человека.

Первое упоминание о бессознательном – у Платона.

1-е международное совещание, посвященное проблеме бессознательного 1910 в Бостоне: ученые осознали, что бессознательное фактор, учет которого необходим, при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций и др., но не было намечено путей у осмыслению бессознательного.

Только после появлений трудов З. Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного.

Современное научное понимание проблемы бессознательного разделен на два основных направления: теория психоанализа (Фрейд) и теория неосознаваемой психологической установки.

Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности.

Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики – опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗ

Сознание – своств Ч способ отн-я к действ-ти, опосредованный всеобщими формами общ-истор Д людей. Это ВПФ.

хар-ки: 1. Ощущение себя познающим S. Ч осознает себя как отдельное от остального мира сущ, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Ч осознает эти знания, как феномены, отличные от объектов, к кот они относятся, может форм эти знания, выразив их в словах, понятиях, передать др, хранить, воспроизв, работать со знаниями, как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь) такая способность теряется. 2. Мысленное представление и воображение действ-ти связ с волей. Они порождаются и измен усилиями воли Ч. Когда представления и воображ не контрол (спонтанное течение мыслей…) речь идет о предсознании – промежуточное состояние м/у бессознат и сознанием. 3. Способность к коммуникации, т.е. передача др того, что сознает данный Ч с пом яз и др знак сис-м. Ч передает инфо не только о своих внутр ОЩ, сост-ях (именно это явл главным в яз и общении жив), но и о том, что знает, видит, понимает, т.е. объективную инфо об окр мире. 4. наличие в сознании IQсхем. Схема – опр умств стр-ра, в соотв-и с кот Ч воспринимается, перераб и хран инфо об окр мире и о самом себе. Схемы включ правила, понятия, логич операции, исп людьми для проведения имеющихся у них инфо в опр порядок, включ отбор, классиф-ю инфо, отнесение ее к той или иной категории.

Язык и речь форм 2 разных, но взаимосв в своем происхождении и ф-ци пласта сознания: 1. Сис-ма значений. 2.Сис-ма смыслов слов.

1 – то содерж, кот вклад в слова-носители. Эта сис-ма составл пласт обществ сознания, кот в знак сис-ме сущ независимо от сознания кажд отдельного Ч.

2.–та часть значения или специф значения слова, кот слово приобретает в речи, употр его Ч.

Разв-е С. Гл усл-ем явл совместн продуктивн опосред речью орудийная Д людей, кот треб кооперации. Она предполаг созд-е пр-та, кот созн как цель их сотр-ва. Эта цель д б  опр и выражена в слове.-> всеобщее знач-е-> инд С. В нач-ле разв-я С явл направл на внешн мир. Ч осозн, что нах вне его, т.к. видит,воспр. Позднее появл рефлексия. 2 направл-е св с МШ и постепенным соед-ем мысли со словом. МШ, разв, все больше проник в суть вещей. Параллельно разв язык, исп для обозн добыв З. Слова наполн все более глуб смыслом. Слово-понятие – ед-ца С.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессоз – те явл-я, пр-сы, св-ва и сост-я, кот по своему д-ю похожи на осозн психич, но актуально Ч не рефлекс-ся.

Бессоз представл во всех Ψ пр-сах (ОЩ равновесия,зрит, слух…), неосозн образы В сущ в виде образов ранее виденных. Бессозн П – это та, кот св с долговр и генетич П (кот управл МШ, ВЖ, ВН, опр сод-е мыслей Ч.), бессоз Р– внутр речь. Бессоз мотивация влияет на направ-ть и хар-р поступков.

Бессоз в Л Ч – это те кач-ва, кот  Ч не осозн у себя, но кот ему присущи и проявл в непроизвольн д-ях. 1 из таких явл-й – ошибочные д-я: оговорки, описки, ошибки. В основе 2 группы – непроизв забывание имен, обещаний, пр-тов…3 группа – сновидения, грезы, мечты. Фрейд: в них проявл скрытые от С Л мотивы, мысли, переживания. Когда бессоз побеждает С, то возн оговорка. 2 гр св с к-н неприятн чув-ми. 3 гр св с желаниями, чув-вами, намерениями Ч. Сны св с неудовлетвор желаниями и явл символическим сп-бом устранения нарушающ N сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Если соотв мотивы поведения неприемлимы для Ч, то их явное проявл-е даже во сне блокир усвоенными N морали (цензурой). Д-е цензуры искажает сон, запутывает, а для расшифровки треб Шанализ.

Сущ разные типы бессозн Ψ явл-й, кот по-разному соотн с созн

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
150 Kb
Скачали:
0